О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- О пенсионной реформе в Российской Федерации

Название
О пенсионной реформе в Российской Федерации
Текст

 Аналитическая записка 

О пенсионной реформе в Российской Федерации     

                                                                 1. Основные параметры пенсионной реформы 

Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов (2000-2007 гг.) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной системы, основанной на существующих распределительных принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации. Подобные выводы основываются на данных долгосрочного демографического прогноза.

Первое. Проблемы пенсионного обеспечения обусловлены низкими размерами заработной платы у большинства работающих, потому что именно зарплата как раз и служит базой для начисления единого социального налога (взноса).

Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с Минтрудом России, Минэкономразвития России и Минфином России разработана Программа пенсионной реформы. Она рассмотрена Национальным советом по пенсионной реформе при Президенте Российской Федерации. В состав Совета вошли представители ведущих политических партий, общественных организаций, в том числе Союза пенсионеров Российской Федерации. Программа пенсионной реформы одобрена Правительством 17 апреля 2001 года.

Второе. Правовую основу новой пенсионной системы составляют федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (от17.12.2001 г. № 173-ФЗ) предусмотрено введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из трех составляющих:

1). базовая часть, устанавливается в фиксированном размере, с поэтапным приближением этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера в России;

2). страховая часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме пенсионного капитала;

3). накопительная часть, сложившаяся из сумм страховых взносов, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и доходов от инвестирования.

Третье. С 1 января 2002 г. производится перерасчет пенсий, в том числе работающим пенсионерам, по наиболее выгодному варианту, либо с применением индивидуального коэффициента пенсионера, либо без его применения. Будет применяться заработок, имеющийся в пенсионном деле, а также предоставлена возможность осуществить перерасчет из заработка за 2000-2001 годы или за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. Работающим пенсионерам базовая и страховая части трудовой пенсии будут выплачиваться в полном объеме, без каких-либо ограничений.

Отдельным категориям граждан, в частности, лицам, проработавшим необходимое, в соответствии с законом, число лет в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, работникам медицинских и образовательных учреждений, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Пенсия по старости будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Для назначения пенсии по инвалидности будет требоваться только факт работы или иной деятельности, в течение которой уплачиваются страховые взносы.

В страховой стаж наряду с периодами трудовой деятельности будут засчитываться иные периоды. При этом служба в армии и период ухода одного из родителей за ребенком до полутора лет будут учитываться при расчете страховой части пенсии, что приведет к ее увеличению. Финансирование указанных периодов будет производиться за счет средств федерального бюджета.

Перерасчет страховой части трудовой пенсии пенсионерам, осуществлявшим работу в течение 12 полных месяцев, будет производиться с учетом дополнительно поступивших страховых взносов в Пенсионный фонд России.

В случае отказа пенсионера от получения установленной ему страховой части пенсии не менее чем в течение 12 полных месяцев, по заявлению пенсионера производится перерасчет страховой части пенсии с учетом дополнительно уплаченных страховых взносов и суммы, не полученной пенсионером за указанный период страховой части пенсии.

Предусматривается сохранение всех действующих льгот для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, имеющих на 1 января 2003 г. не менее половины требуемого стажа на соответствующих работах.

Гражданам, которые имеют менее половины требуемого специального стажа на 1 января 2003 г., а также принятым на соответствующие работы после этой даты, пенсионное обеспечение предполагается осуществлять в рамках Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации».

Накопительная часть трудовой пенсии будет выплачиваться, начиная с 2013 года. Для лиц, которые будут выходить на пенсию до этой даты, введение накопительной составляющей не предусматривается. В связи с этим, указанной категории пенсионеров, начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет, а затем увеличивается на 1 год до достижения 19 лет.

В рамках реформирования пенсионной системы увеличение пенсионного возраста не предусмотрено.

Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан будет осуществляться с учетом темпов инфляции, показателей роста среднемесячной заработной платы в стране и уровня инвестиционного дохода.

Четвертое. Вступление в силу нового пенсионного законодательства позволит с 1 января 2002 года отдельным категориям пенсионеров увеличить размер пенсии:

-        работающим пенсионерам получаемая пенсия будет исчислена с применением индивидуального коэффициента пенсионера;

-        инвалидам 1 группы и лицам, достигшим возраста 80 лет и старше;

-        лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 лет, независимо от места жительства, пенсия будет сконвертирована с учетом дифференцированного отношения заработков, установленного Федеральным законом от 08.08.2001 ¹ 122-ФЗ;

-        получателям пенсий по случаю потери кормильца;

-        пенсионерам, не имеющим полного стажа.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ улучшится пенсионное обеспечение детей-инвалидов и инвалидов с детства 1 и 2 группы и детей в возрасте до 18 лет, потерявших обоих родителей.

Пятое. Федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 29.12.2001 г. № 187-ФЗ предусматривает исключение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, из состава единого социального налога. Таким образом, при определении размера налоговой базы для исчисления единого социального налога налогоплательщик будет иметь право на получение налогового вычета из суммы этого налога на сумму страховых взносов, уплаченных в соответствии с тарифом, устанавливаемым законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Шестое. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167 - ФЗ определяет правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика, который осуществляет управление средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Седьмое. Пенсионным фондом подготовлен проект постановления Правительства «О некоторых мерах по проведению пенсионной реформы в Российской Федерации», который согласован с заинтересованными министерствами. Данный проект постановления утверждает планы-графики подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства, необходимых для реализации федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и предусматривает координацию действий заинтересованных министерств и ведомств, которые необходимо осуществить в целях введения новой пенсионной системы с 2002 года. 

Новая пенсионная система основана на механизмах и технологиях реального страхования. Это позволит:

- установить зависимость размера пенсии от трудового вклада на протяжении всей жизни;

- способствовать увеличению уровня дифференциации пенсий в зависимости от получаемой заработной платы;

- создать благоприятные предпосылки для изменений на рынке труда и в сфере заработной платы.

2. Законодательная база. Комментарии.

С 1 января 2002 года в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации произошли серьезные изменения.

На смену двум «старым» пенсионным законам (от 20.11.90 г. и от 21.07.97 г.) пришли три новых федеральных закона, принятых в декабре минувшего (2001) года для реализации начавшейся пенсионной реформы.

Это:

1.      Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (регулирует условия и нормы предоставления пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным служащим, «чернобыльцам», а также лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию);

2.      Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (регулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию).

3.      Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов - федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лиц).

Однако этими законами перечень нормативно-правовых актов, необходимых для реализации пенсионной реформы, не исчерпывается. В ближайшее время должны быть приняты следующие законы, находящиеся в различных стадиях доработки:

1. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (принят Государственной Думой в первом чтении 21.12.2001).

2. «Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации».

В целях реализации указанных выше федеральных законов, Правительство Российской Федерации должно принять большое количество нормативных правовых актов (регулирующих, в частности, вопросы определения расчетного пенсионного капитала, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, коэффициенты индексации пенсии и ее периодичность, правила обращения за пенсией и многие другие).

С 01.01.2002 г. полностью утратили силу законы от 20.11.90 г. и от 21.07.97 г., а другие федеральные законы, принятые до 01.01.2002 г., предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей новым законам.

Что же радикально нового внесли в пенсионное обеспечение новые законы?

Впервые в текст закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» введены математические формулы определения размера пенсии.

Условия пенсионного обеспечения по старости остались без изменения. Возраст - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а необходимый стаж снижен до 5-ти лет - это минимальный стаж, который требовался и раньше для назначения пенсии при неполном стаже.

Добавилось дополнительное условие - граждане России должны быть застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования.

Виды пенсий (их три - по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Нет больше пенсий за выслугу лет (которые назначались педагогам, медикам, артистам, летчикам и др.), поскольку Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» не содержит такого страхового случая. Теперь пенсии за выслугу лет будут именоваться досрочными пенсиями по старости.

Сохранены права на досрочную пенсию за всеми прежними «льготниками», предусмотренные старым законодательством, инвалидам войны, многодетным матерям и т.д.).

Однако право на досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда сохранено только за теми, кто на 01.01.2003 года будет иметь не менее половины требуемого специального стажа. Лицам, которые отработали меньше этого срока, пенсии будут устанавливаться по правилам и нормам обязательной профессиональной системы (готовится соответствующий проект федерального закона, введение которого предусматривается с 01.01.2003 г.).

Конвертация их пенсионных прав в пенсионный капитал может осуществляться по их выбору (с применением общего или специального стажа).

Изменилась структура пенсий. Трудовая пенсия по старости и по инвалидности может состоять из 3х частей (базовой, страховой - уже с 01.01.2002 г., и накопительной - с 01.01.2013 г.), а по случаю потери кормильца состоит из 2х частей (базовой и страховой).

Базовая часть финансируется непосредственно за счет федеральных налоговых поступлений, а страховая и накопительная - за счет средств работодателей (страхователей) и работников (застрахованных).

Изменились правила исчисления трудового стажа.

В отношении всех трех видов трудовой пенсии существует одно общее условие назначения - наличие определенной продолжительности страхового стажа. Однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа.

Различаются периоды работы и другой деятельности, которые включаются в страховой стаж (связаны с уплатой единого социального налога), а также периоды, которые засчитываются в страховой стаж (нестраховые периоды).

Для включения в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение двух обязательных условий:

1. чтобы они выполнялись на территории Российской Федерации;

2. чтобы за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

К иным периодам (кроме работы и творческой деятельности), засчитываемым в страховой стаж, относятся следующие:

1.    военная служба (любая),

2.    период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3х лет в общей сложности,

3.    период получения пособия по безработице,

4.    период содержания под стражей необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных,

5.    период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Все перечисленные периоды засчитываются в страховой стаж при обязательном условии - им должна предшествовать (либо за ними следовать) работа (независимо от её продолжительности - достаточно одного дня).

Перечень нестраховых периодов претерпел изменения. Это вызвано сокращением требуемой продолжительности страхового стажа и тем, что теперь он не будет оказывать какого-либо влияния на размер пенсии, а должен определять только наличие либо отсутствие права на трудовую пенсию.

Основные правила подсчета страхового стажа:

1.    Только в календарном порядке (без применения льготного исчисления),

2.    При совпадении по времени нескольких периодов (например, работа и одновременный уход за ребенком-инвалидом) учитывается один из таких периодов.

Кроме того, в законе содержится понятие общего трудового стажа, с учетом которого определяется размер пенсионного капитала.

Изменился порядок определения размеров трудовых пенсий.

Теперь пенсия будет зависеть от суммы фактически уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и установленного Законом ожидаемого периода её выплаты (период дожития).

Размер базовой части всех видов пенсий  установлен в твердой сумме и дифференцируется в зависимости от категории пенсионеров.

Он зависит от возраста (более высокий для лиц, достигших 80-ти лет), от степени ограничения способности к трудовой деятельности (более высокий для инвалидов I группы), от наличия нетрудоспособных иждивенцев (наиболее высокий при 3х и более иждивенцах).

Наименьший размер базовой пенсии - 225 руб. - установлен для инвалидов 3 группы без иждивенцев, наибольшие - 900 руб. - для 80-летних пенсионеров и 1350 руб. - инвалидов 1 группы с 3-мя и более иждивенцами. Обычный - 450 руб. -  для пенсий по старости на общих основаниях.

Надбавки (на иждивенцев и на уход) заменены дифференцированными размерами базовых пенсий.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости зависит от величины расчетного пенсионного капитала за счет взносов по обязательному пенсионному страхованию и ожидаемого периода выплаты пенсии.

Накопительная часть может устанавливаться только к пенсиям по старости и по инвалидности.

Если у кормильца, умершего до назначения ему самому накопительной части пенсии по старости, имелись накопленные на индивидуальном лицевом счете средства, то они одномоментно выплачиваются лицам, указанным в заявлении застрахованного (при отсутствии заявления — родственникам, при отсутствии родственников — списываются в пенсионный резерв).

Введение выплаты накопительной части пенсии предусмотрено в  отдаленной перспективе начиная с 01.01.2013 года, поскольку новый порядок уплаты взносов (на страховую и накопительную часть трудовой пенсии) коснется тех лиц, которым до назначения пенсии осталось 10 и более лет (т.е. мужчины — 1953 г.р. и моложе и женщины — 1958 г.р. и моложе).

Четко зафиксировано, что размер пенсии определяется по состоянию на день назначения пенсии и по нормам, действующим на этот день (несмотря на то, что пенсия может быть назначена с более раннего срока - по инвалидности и по случаю потери кормильца).

Основания перерасчета пенсии различны для каждой её части:

-        Базовой - при достижении 80 лет, изменения группы инвалидности и числа иждивенцев;

-        Страховой - при условии, что после назначения страховой части пенсии, либо со дня её перерасчета, отработано не менее 12 полных месяцев.

Размер страховой части пенсии может быть скорректирован (1 раз в год- с 1 июля) с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета ранее представленных сведений о сумме страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Индексация базовой части пенсии зависит от темпов роста инфляции (в пределах средств, предусмотренных на эти цели в Федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год).

Наряду с индексацией, размеры базовых пенсий, в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера, могут быть повышены отдельными федеральными законами.

Накопительная часть трудовой пенсии:

1. Индексируется ежегодно с 1 июля года, следующего за годом её назначения или перерасчета, и зависит от доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и  от изменения ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

2. Продолжающим работу пенсия перерасчитывается 1 раз в 3 года.

Выплата пенсии

Какие-либо ограничения выплаты трудовой пенсии не предусматриваются.

Специальный порядок выплаты трудовой пенсии установлен лицам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

Сняты все ограничения по выплате в период работы пенсий, назначенных за выслугу лет (с 01.01.2002 г. - досрочных пенсий по старости) педагогам, медикам, артистам. Независимо от места работы и занимаемой должности досрочные пенсии будут выплачиваться в полном объеме.

Сняты все ограничения (при назначении, перерасчете, выплате пенсий и конвертации приобретенных пенсионных прав) лицам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.

Если исчисление пенсии с учетом ИКП невыгодно, то при конвертации их пенсионных прав должна быть учтена и компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни, которая им полагалась, но не выплачивалась в связи с постоянным проживанием за границей.

Отменяется ежегодное истребование сведений о неполучении ими доходов от трудовой деятельности.

Лицам, работавшим и подлежащим пенсионному страхованию до 01.01.2002 г., производится оценка и конвертация (преобразование) их пенсионных прав за прошлое время в пенсионный капитал.

Расчетный пенсионный капитал - общая сумма (является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии):

1. Страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо (от 8% до 14% заработка).

2. Пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 01.01.2002 г.

Это означает, что пенсионный капитал за период до 1 января
2002 года определяется исходя из размера пенсии, которая могла бы быть назначена застрахованному лицу по действовавшим на 31 декабря 2001 года нормам пенсионного законодательства исходя из заработка и трудового стажа на эту дату. Полученный расчетный размер уменьшается на величину стандартной базовой части пенсии по старости (450 рублей). Эта разница, умноженная на ожидаемый период выплаты пенсии (в месяцах), и даст величину начального пенсионного капитала.

Расчетная пенсия определяется по правилам, действовавшим до1 января 2002 года для начисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) в соответствии с Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.97 г. № 113-ФЗ.

Конвертация пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, в расчетный пенсионный капитал будет идти одновременно с назначением пенсии, но во всех случаях не позднее 1 января 2013 года.

Конвертация пенсионных прав нынешних пенсионеров допускает выбор из двух вариантов: общий, как для всех, либо исходя из размера выплачиваемой до 1 января 2002 года пенсии (без включения в нее надбавок на уход и на иждивенцев).

В законе четко зафиксировано право на получение только одной трудовой пенсии (или её части: базовой, страховой, накопительной).

Вторая пенсия может быть установлена в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» содержит определение государственного пенсионного обеспечения, являющегося частью пенсионной системы, в соответствии с нормами которого отдельным категориям граждан предоставляются пенсии за счет федерального бюджета.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению возникает в связи с длительным выполнением гражданами особых функций, связанных с непосредственной деятельностью государства; в целях частичной компенсации вреда, нанесенного здоровью человека радиационными и техногенными катастрофами; предоставления гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца.

Законом четко определен круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению:

1.    федеральные государственные служащие;

2.    военнослужащие;

3.    участники Великой Отечественной войны;

4.    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5.    нетрудоспособные граждане.

Определен круг лиц, которым предоставляется право на одновременное получение двух пенсий (полностью совпадает с теми категориями, которым предоставлялось аналогичное право по ранее действовавшему пенсионному законодательству, т.е. по ст.5 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и по «Чернобыльскому» закону).

При этом одна пенсия может быть трудовой (назначена по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), а другая – пенсия по государственному пенсионному обеспечению.

Некоторые категории пенсионеров могут получать две пенсии в рамках Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Одновременное получение двух трудовых пенсий не предусматривается.

Так, инвалидам вследствие военной травмы может устанавливаться пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и трудовая пенсия по старости.

Виды пенсий связаны с  категорией их получателей:

1.    За выслугу лет (назначается федеральным государственным служащим и военнослужащим).

2.    По старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф).

3.    По инвалидности (военнослужащим, участникам ВОВ, а также гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф).

4.    По случаю потери кормильца (семьям военнослужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф).

5.    Социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам).

Условия назначения пенсий различны и зависят от категории граждан.

Федеральные государственные служащие

Федеральным государственным служащим будет назначаться пенсия за выслугу лет (дополнительно к трудовой пенсии по старости или инвалидности).

Предусмотрено два обязательных условия, определяющих право на пенсию за выслугу лет:

-        наличие стажа государственной службы не менее 15 лет,

-        увольнение с государственной службы по следующим
5-ти основаниям:

1.    Ликвидация органов государственной власти и управления, сокращение штата.

2.    Увольнение с определенных должностей в связи с прекращением полномочий.

3.    Достижение предельного возраста для замещения должности федеральной государственной службы.

4.    Обнаружившееся несоответствие замещаемой должности вследствие состояния здоровья.

5.    Увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Размер пенсии зависит от продолжительности выслуги и среднемесячного заработка:

-        45% заработка за 12 последних полных месяцев федеральной государственной службы перед увольнением либо достижением пенсионного возраста (с ограничением 1,8 должностного оклада) при наличии 15 лет выслуги, за вычетом базовой и страховой частей пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

-        за каждый год выслуги сверх 15 лет – дополнительное увеличение на 3%;

-        общая сумма пенсии (за выслугу лет и трудовой) не может превышать 75% среднемесячного заработка.

Пенсия за выслугу лет в период нахождения на государственной службе не выплачивается.

Военнослужащие и их семьи

Закон в полном объеме регулирует порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и членов их семей.

В отношении пенсионного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, закон устанавливает лишь общие нормы. Конкретные условия назначения пенсий и нормы пенсионного обеспечения указанных лиц будут определяться по действующему в настоящее время Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при установлении инвалидности I, II или III группы назначаются пенсии по инвалидности.

Пенсии также различаются по причине инвалидности: вследствие военной травмы или вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

Размеры пенсии устанавливаются в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии по старости, и их величина зависит от группы и причины инвалидности (вследствие военной травмы устанавливаются в более высоких размерах).

Пенсии по случаю потери кормильца назначаются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается на каждого нетрудоспособного члена семьи. Ее размер определяется в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии по старости и зависит от причины смерти военнослужащего. При наступлении смерти вследствие военной травмы размер пенсии больше, чем в случае, если смерть связана с заболеванием, полученным в период военной службы.

Участники Великой Отечественной войны

Они также отнесены к категориям граждан, которым будут назначаться пенсии по государственному обеспечению.

К участникам Великой Отечественной войны относятся лица, предусмотренные подпунктами «а» – «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», то есть те же лица, которых к участникам Великой Отечественной войны относил действовавший Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Указанным лицам будут назначаться пенсии по инвалидности (независимо от ее причины, если, разумеется, инвалидность не связана с военной травмой либо заболеванием, полученным в период прохождения военной службы – в таком случае гражданин по закону относится к категории военнослужащих) в таком же размере, который предусмотрен для пенсий по инвалидности, назначаемых военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Если участник Великой Отечественной войны не является инвалидом, ему будет назначена одна пенсия - трудовая (в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф

Лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, а также пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, могут устанавливаться пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Закон подробно регулирует условия и порядок предоставления пенсий только в отношении лиц (и членов их семей), пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Условия назначения пенсий лицам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, будут определяться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом предполагается, что размеры пенсии этим лицам будут исчисляться по тем же принципам, что и пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы.

Виды и условия назначения пенсии зависят от категории граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, определенной Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», который будет продолжать действовать (с внесением необходимых изменений) и в условиях пенсионной реформы.

Размеры пенсии устанавливаются в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии по старости, либо от базовой части трудовой пенсии по инвалидности, или от базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца (в зависимости от вида назначаемой пенсии).

Нетрудоспособные граждане

Круг получателей социальных пенсий совпадает с кругом получателей аналогичных пенсий по ранее действовавшему пенсионному законодательству.

Социальные пенсии назначаются в процентном отношении к базовой части трудовой пенсии по старости, в зависимости от категории пенсионера. Более высокие размеры пенсии имеют дети-инвалиды и инвалиды с детства I и II группы.

Социальная пенсия, назначенная престарелым гражданам (мужчинам – 65 лет, женщинам – 60 лет), в период выполнения ими оплачиваемой работы, не выплачивается. В то же время за теми, кто уже получал такую пенсию до 1.01.2001, сохраняется право на прежний порядок ее выплаты – независимо от факта работы.

Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует порядок индексации пенсии, а также процедурные вопросы установления пенсий. При этом общие для пенсионной системы вопросы решаются в таком же порядке, как и при установлении трудовых пенсий.

Перерасчет размера пенсии может производиться только в случаях изменения:

1. Степени ограничения способности к трудовой деятельности (по старому – изменения группы инвалидности).

2. Причины инвалидности.

3 Количества нетрудоспособных иждивенцев.

4. Условий назначения социальной пенсии.

В остальных случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой.

Никаких других перерасчетов пенсий (в связи с увеличением заработка или добавлением стажа) Законом не предусмотрено.

Порядок индексации пенсий различается в зависимости от категории пенсионера:

1. Федеральных государственных служащих – при увеличении их денежного содержания – на индекс его увеличения.

2. Военнослужащих, проходивших военную службу по призыву; участников Великой Отечественной войны; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (и членов их семей); социальные пенсии нетрудоспособных граждан – в порядке, установленном для индексации базовой  части трудовых пенсий (т.е. в зависимости от темпов роста инфляции).

В законе отсутствуют нормы, предусматривающие возможность назначения пенсий с более раннего срока (только с 1 числа месяца обращения за пенсией, но не ранее дня возникновения права на нее).

Все ранее установленные пенсии пересчитываются по нормам нового Закона.

Если размер ранее назначенной пенсии (для отдельных категорий – сумма двух пенсий) превышает полагающейся по новому Закону, то сохраняется размер прежней, более высокой пенсии.

При наличии права на трудовую пенсию, социальная пенсия по государственному пенсионному обеспечению не устанавливается (несмотря на то, что размер социальной пенсии может быть более высоким). 

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.