О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации

Название
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации
Дата выпуска материала
12.09.02
Автор
Материал подготовлен Аналитическим управлением аппарата ГД, проф. Комаровым С.А.

 

Текст

Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации

2 апреля 2002 г. Правительство РФ приняло постановление № 226, которым утвердило " Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Этот документ разработан в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и определяет основные принципы и методы формирования и регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, а также платы за соответствующие услуги. В связи с рассмотрением в Государственной Думе пакета законов о реформе электроэнергетики предлагается для сведения депутатов изложение основных положений этого документа

Нормативно-методическая основа регулирования тарифов (цен)

Нормативно-методическая основа регулирования тарифов (цен) состоит из документа "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает обязательные для применения всеми регулирующими органами методические указания по вопросам расчета (формирования) регулируемых тарифов (цен).

Система тарифов (цен)

В систему тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, входят:

   1) тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе:

тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка - поставщиками электрической энергии и мощности;

тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность для покупателей, действующих в регулируемом секторе оптового рынка;

регулируемый предельный тариф (цена), складывающийся в секторе свободной торговли оптового рынка;

   2) плата за услуги, оказываемые в условиях естественной монополии, регулируемая в порядке, устанавливаемом Федеральным законом "О естественных монополиях", в том числе:

плата за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной и региональным электрическим сетям;

плата за услуги по передаче тепловой энергии;

плата за услуги субъектов естественных монополий в сфере передачи электрической энергии по присоединению потребителей к их электрическим сетям (порядок и условия оплаты утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации);

   3) плата за услуги, оказываемые на оптовом рынке, в том числе:

плата за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые субъектами оптового рынка другим субъектам этого рынка (перечень и условия оплаты утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации);

плата за использование (неиспользование) мощностей (с учетом резервов) на оптовом рынке (далее именуется - плата за балансировку);

плата за услуги коммерческого оператора (администратора торговой системы) оптового рынка;

ценовая ставка формирования средств, предназначенная для обеспечения безопасного функционирования и развития атомных электростанций;

   4) тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям;

   5) тарифы (цены) на тепловую энергию;

   6) тарифы (цены) на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок;

   7) цена продажи производителями электрической энергии, не поставляемой на оптовый рынок;

   8) плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (абонентная плата);

   9) равновесная конкурентная цена, складывающаяся в секторе свободной торговли оптового рынка.

Регулирование перечисленных выше тарифов осуществляет Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации, тарифов (цен) и региональные энергетические комиссии, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Перечень услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и порядок их оплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Регулирование тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по линиям электропередачи, входящим в состав единой национальной электрической сети, и тарифов на иные услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России вводится после создания организаций, оказывающих такие услуги, и утверждения перечня указанных услуг и порядка их оплаты при одновременном исключении расходов на данные цели (в том числе расходов на инвестиции) из состава абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (в случае финансирования этих расходов за счет указанной абонентной платы).

В случае установления регулирующими органами предельных тарифов (цен) при заключении прямых договоров купли-продажи (поставки) электрической и тепловой энергии (мощности) в расчетах за реализуемую электрическую и тепловую энергию (мощность) и оказываемые услуги могут применяться договорные тарифы (цены) в рамках установленных предельных тарифов (цен).

Общие принципы и методы формирования регулируемых тарифов (цен)

При установлении тарифов (цен) организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, обеспечивается компенсация экономически обоснованных расходов на производство продукции (услуг) и получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящим документом.

Расчет и формирование тарифов (цен) осуществляются исходя из принципа обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции, доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике".

В целях создания механизма привлечения инвестиций при установлении тарифов (цен) регулирующие органы определяют для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, величину прибыли, необходимой для их эффективного функционирования и развития, путем установления обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемой деятельности.

До разработки методологии проведения для целей регулирования оценок стоимости капитала, используемого указанными организациями в регулируемой деятельности, учитывается величина прибыли, необходимой для обеспечения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, собственными средствами на развитие, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов. Размер инвестиций, включаемых в расчеты тарифов (цен), определяется на основе программ развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и утверждается регулирующими органами в установленном порядке как составная часть тарифа (цены).

Основным методом расчета регулируемых тарифов (цен) является метод экономически обоснованных расходов.

При формировании регулируемых тарифов (цен) по методу экономически обоснованных расходов тарифы (цены) рассчитываются путем деления величины необходимой валовой выручки на планируемый организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, объем производства продукции (услуг), определяемый на основании cводного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемого Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

Определение состава расходов и оценка экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

Регулирующие органы обязаны включать в состав регулируемых тарифов (цен) расходы на топливо, определяемые на основе:

   1) нормативов удельного расхода топлива, за исключением ядерного (дифференцированных по типам генерирующего оборудования, видам топлива и т.п.), на производство 1 киловатт-часа электрической энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации;

   2) цен на топливо, предусмотренных "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации";

   3) документов, регламентирующих потребность в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, а также создание на них страхового запаса ядерного топлива;

   4) расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры потребления, сложившейся за последние 3 года;

   5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в регулируемые тарифы (цены), регулирующие органы используют размер фонда оплаты труда конкретных категорий работников, определяемый в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями с учетом фактического объема фонда оплаты труда этих категорий работников, сложившегося за последний расчетный период регулирования.

При определении включаемых в регулируемые тарифы (цены) расходов на проведение ремонтных работ регулирующие органы руководствуются:

   1) нормативами расходов на ремонт основных производственных фондов (с учетом их обоснованной индексации), утверждаемыми уполномоченными органами по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации;

   2) ценами, предусмотренными "Основами ценообразования."

   3) программами проведения ремонтных работ с целью обеспечения надежного и безопасного функционирования производственно-технических объектов и предотвращения возникновения аварийных ситуаций, утверждаемыми организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

При проведении расчетов тарифов (цен) на сырье, материалы, работы и услуги производственного характера, топливо для технологических целей и на услуги по его перевозке, а также на иные товары и услуги регулирующие органы применяют:

   1) регулируемые государством тарифы (цены);

   2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в соответствии с правилами закупок (конкурсов, торгов);

   3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе биржевые котировки цен (в случае отсутствия договорных цен). При отсутствии договорных цен применяются прогнозные индексы изменения цен в целом по отраслям промышленности, разрабатываемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

 В целях привлечения в электроэнергетику средств инвесторов регулирующие органы предусматривают при установлении тарифов (цен) на электрическую энергию для новых электростанций и иных энергообъектов, инвестиционные проекты по строительству и техническому перевооружению которых согласованы с регулирующими органами в установленном порядке, доходность на вложенный капитал:

на уровне ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент принятия решения об утверждении тарифа (цены), увеличенной в 1,1 раза, - при инвестициях, осуществляемых в рублях;

на уровне, рассчитанном на основе ставки предложения кредитных ресурсов на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, - при инвестициях, осуществляемых в иностранной валюте.

При этом регулирующие органы обязаны включать в состав тарифов (цен), устанавливаемых на соответствующий расчетный период регулирования, начиная с момента поступления средств на реализацию проекта расходы, связанные с возвратом привлеченных средств и получением прибыли на вложенный капитал, а также обеспечить включение таких расходов в состав тарифов (цен), устанавливаемых на последующие расчетные периоды регулирования, в течение всего срока окупаемости проекта.

Порядок рассмотрения инвестиционных проектов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, утверждается Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

По решению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации могут применяться дополнительные методы формирования регулируемых тарифов (цен), отличные от метода экономически обоснованных расходов, в том числе:

метод индексации тарифов (цен);

метод привязки регулируемых тарифов (цен) к определяемой один раз в 3 месяца средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке (рассчитываемой исходя из стоимости электрической энергии, поставляемой в регулируемом секторе оптового рынка по регулируемым тарифам (ценам), и стоимости электрической энергии, поставляемой в секторе свободной торговли оптового рынка по равновесной конкурентной цене).

Не допускается одновременное применение различных методов формирования тарифов (цен) в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих однородные виды деятельности.

Метод индексации тарифов (цен) может применяться в условиях высокого уровня изменения цен на отдельные группы товаров (услуг), потребляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, и заключается в определении регулируемого тарифа (цены) с учетом индексации средств на закупку соответствующих товаров (услуг).

Порядок и условия применения указанного метода утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

 Метод привязки регулируемых тарифов (цен) к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке состоит в применении формулы, устанавливающей зависимость изменения указанных тарифов (цен) от изменения средневзвешенной цены покупки электрической энергии на оптовом рынке.

Ценообразование на оптовом рынке

Предельные тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков и покупателей оптового рынка утверждаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации исходя из условий обеспечения в расчетный период регулирования интегрального равенства стоимости покупаемой на оптовом рынке электрической энергии и совокупной стоимости поставленной электрической энергии, а также исходя из объемов поставки и потребления электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, определяемых сводным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности).

Тарифы (цены) на электрическую энергию для покупателей оптового рынка и плата за балансировку определяются коммерческим оператором (администратором торговой системы) в рамках предельных тарифов (цен), утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, исходя из цен предложения, заявленных поставщиками в рамках предельных регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность), плановых и фактических объемов поставок электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, в порядке, утверждаемом Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

Указанный порядок предусматривает равенство фактических суммарных обязательств покупателей относительно стоимости поставленной с оптового рынка электрической энергии (мощности) и суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставленной на оптовый рынок.

В случае если данное условие выполняется при расчетной цене, превышающей предельную цену для покупателей оптового рынка, регулирующие органы в следующем расчетном периоде регулирования принимают меры к ликвидации сложившегося на оптовом рынке стоимостного дисбаланса с учетом результатов анализа, проведенного регулирующими органами для выяснения причин возникновения дисбаланса.

Особенности установления тарифов (цен) на электрическую энергию, поставляемую на оптовый рынок, равновесной конкурентной цены, складывающейся в секторе свободной торговли оптового рынка, в том числе регулируемой предельной цены, плата за балансировку, а также порядок заключения прямых договоров о поставке (продаже) электрической энергии определяются основными принципами развития и функционирования конкурентного оптового рынка электрической энергии и правилами оптового рынка, утверждаемыми в установленном порядке.

Ценообразование на розничном (потребительском) рынке

Тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих составляющих:

   1) средняя стоимость единицы электрической (тепловой) энергии, включая цену ее покупки на оптовом рынке, у иных производителей электрической энергии или энергосбытовых организаций, а также стоимость электрической энергии собственного производства;

   2) суммарная стоимость услуг по передаче энергии, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям, включая регулируемые сбытовые надбавки и плату за балансировку.

При выставлении потребителю счета на оплату электрической и тепловой энергии в нем помимо суммарного платежа раздельно указываются стоимость отпущенной потребителю энергии и плата за услуги по ее передаче, за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.

Регулируемые тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям (кроме населения), устанавливаются одновременно в 3 вариантах:

   1) в виде одной ставки тарифа, включающей в себя полную стоимость покупки 1 киловатт-часа электрической энергии;

   2) в виде двух ставок, включающих в себя ставку платы за покупку 1 киловатт-часа электрической энергии и ставку платы за 1 киловатт электрической мощности;

   3) зонные тарифы (цены), устанавливающие дифференцированную стоимость покупки 1 киловатт-часа электрической энергии по недельным или суточным зонам графика электрической нагрузки.

Для населения устанавливаются только одноставочные и зонные тарифы, дифференцированные по суточным зонам графика электрической нагрузки.

Потребитель самостоятельно выбирает для проведения расчетов за электрическую энергию один из перечисленных выше вариантов тарифа, предварительно уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию.

Тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (мощность) дифференцируются по группам потребителей (покупателей) исходя из:

   1) объемов потребления (покупки) электрической и тепловой энергии;

   2) режима использования потребителями электрической мощности;

   3) категории надежности энергоснабжения.

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает критерии формирования групп потребителей (покупателей) и методические указания, определяющие особенности расчета тарифов (цен) для указанных групп.

Размер платы за услуги по передаче электрической энергии дифференцируется по уровням напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети и по величине присоединенной мощности. Дифференциация платы за услуги по передаче электрической энергии производится в едином порядке для всех потребителей (покупателей).

Требования к деятельности регулирующих органов

Не допускается установление регулирующими органами пониженных (льготных) тарифов (цен) для отдельных потребителей без определения источника и механизма компенсации льгот.

Не допускается принятие решений о компенсации льгот за счет хозяйствующих субъектов без их согласия. При установлении пониженных (льготных) тарифов (цен) не допускается повышение тарифов (цен) для других потребителей.

Решение регулирующего органа об установлении пониженных (льготных) тарифов (цен) для отдельных хозяйствующих субъектов подлежит предварительному согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в установленном порядке.

В случае если организация кроме регулируемой деятельности осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).

Регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из регулируемых тарифов (цен) избыточных и непроизводительных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, вызванных привлечением этими организациями избыточных ресурсов, недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности иных расходных (в том числе убыточных) сфер деятельности, не относящихся к регулируемой деятельности, а также иными факторами, обусловливающими указанные избыточные и непроизводительные расходы.

Регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень удельных расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.

 В случае если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен) на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

В последующие расчетные периоды регулирования учитываются также расходы, направляемые на покрытие убытков от списания просроченной дебиторской задолженности, возникшей до 1 января 2001 г., а также на выплату части кредиторской задолженности организаций электроэнергетики, не покрываемой встречными обязательствами дебиторов.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, профинансированные за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы вправе принять решение об исключении соответствующих средств из суммарного объема расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

Исключаются из суммарного объема расходов, учитываемых при установлении тарифов (цен) на следующий расчетный период регулирования, средства, привлеченные за счет поступлений от регулируемой деятельности и направленные на оплату процентов по кредитам банков, полученным для финансирования необоснованных расходов.

 Выявленные по данным отчетности не использованные в течение базового периода средства по отдельным статьям расходов учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на следующий расчетный период регулирования в качестве источника покрытия новых расходов.

При установлении регулирующими органами тарифов (цен) для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не допускается двойной учет одних и тех же расходов в тарифах (ценах) на электрическую и тепловую энергию, на услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.