О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- Нефтяной комплекс Российской Федерации

Название
Нефтяной комплекс Российской Федерации
Дата выпуска материала
11.06.02
Автор
Материал подготовлен Аналитическим управлением Аппарата ГД, проф. Комаровым С.А.

 

Текст

Нефтяной комплекс Российской Федерации

 

Нефтяная промышленность России - стратегически важное звено в нефтегазовом комплексе, которое обеспечивает все отрасли экономики и население широким ассортиментом моторных видов топлива, горюче-смазочных материалов, сырьем для нефтехимии, котельно-печным топливом и прочими нефтепродуктами. На долю России приходится около 13 % мировых запасов нефти, 10 % объемов добычи и 8,5 % её экспорта. В структуре добычи основных первичных энергоресурсов на нефть приходится около 30 процентов.

 Структура нефтяного комплекса сформировалась в соответствии с Указами Президента Российской Федерации 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и 1992 г. № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения».

  В настоящее время в нефтяном комплексе функционирует 17 вертикально-интегрированных структур, из них 9 - с долей собственности Российской Федерации: ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» (13,74 %), ОАО «НК «Роснефть» (100 %), ОАО «НГК «Славнефть» (74,95 %), ОАО «НК «НОРСИ-ОЙЛ» (85,36 %), ОАО «Восточная нефтяная компания» (36,8 %), ОАО «РМНТК «Нефтеотдача» (100 %), ОАО «Тюменский нефтяной научно-технологический центр» (100 %), ОАО «АК «Транснефть» (75 %), ОАО «Транснефтепродукт»(100%).

Полностью реализованы в установленном законодательством порядке пакеты акций 8 нефтяных компаний, ранее находившихся в федеральной собственности: «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», «Сиданко», «ОНАКО», «Коми ТЭК», «Востсибнефтегаз», «Сибур», «Тюменская нефтяная компания».

 Пакеты акции 90 акционерных обществ научного, геофизического, машиностроительного и сервисного профиля, находящиеся в собственности Российской Федерации, составляют от 25 до 38 процентов.

 В составе нефтяного комплекса - 25 нефтеперерабатывающих заводов суммарной мощностью по первичной переработке 261 млн. тонн нефти в год и 6 заводов по производству смазочных материалов.

Нефтяной потенциал России - это 2653 нефтяных и нефтеконденсатных месторождения, из них 21 месторождение расположено на шельфах.

  Запасы нефти по 2328 месторождениям учтены Государственным балансом запасов, 1837 месторождений (80,5 %) являются чисто нефтяными. В разработке находятся  1222 месторождения, в них сосредоточено 77 % всех запасов нефти, которые находятся в недрах 40 субъектов Российской Федерации, в 35 субъектах осуществляется добыча нефти.

 Доминирующее значение имеет Ханты-Мансийский автономный округ, где сконцентрировано свыше 50 % запасов нефти.

1. Минерально-сырьевая база

 Нефтяная отрасль в последние годы развивалась в условиях ухудшения качества сырьевой базы. В результате обвального спада геологоразведочных работ, начавшего с 1992 года, разведанные запасы нефти к 1999 году снизились в целом по стране на 13%, а в основном нефтедобывающем регионе - Западной Сибири - на 17,3 процента.

Объемы поисково-разведочного бурения уменьшились более чем в 4 раза, эксплуатационного - в 7 раз, произошло пятикратное сокращение ввода новых скважин. При­рост запасов нефти, начиная с 1994 года, не компенсирует текущую добычу (восполнение добычи новыми запасами остается на уровне 3/4). Разведанные запасы нефти за 1997-1999 годы сократились на 613 млн. тонн, а в Западной Сибири - на 528 млн. тонн.

 Ранее открытые нефтяные месторождения в основном мелкие, не превышающие нескольких сотен тысяч тонн, и низкодебитные. Дебит новых нефтяных скважин сни­зился в Западной Сибири более чем в 10 раз, а в целом по России - в 5 раз. Более 70 % запасов нефтяных компаний находится в диапазоне низкодебитных скважин (от 10 до 25 т/сутки) и на грани «нулевой» рентабельности, свыше трети разрабатываемых запа­сов имеют высокую обводненность, достигшую 70 процентов.

Ввод в действие новых производственных мощностей в нефтяном комплексе сокра­тился в 2-5 раз. По существу, был упущен важный период подготовки новых регионов к проведению широкомасштабных поисково-оценочных работ, а в дальнейшем - и к разработке промышленных запасов нефти.

 Ухудшилась структура запасов нефти. Доля активных (высокопродуктивных) запа­сов в балансе общих запасов нефти большинства нефтяных компаний составляет 45 %, и наблюдается тенденция к ее дальнейшему снижению. Доля трудноизвлекаемых запа­сов нефти уже достигла 55-60 % и продолжает расти.

Ухудшилось использование фонда скважин, в 2 раза сократилось их общее коли­чество. Бездействующий фонд скважин (на 1 января 2000 года) достиг 79 тыс. единиц с потенциальной добычей из них 80 млн. тонн нефти.

Неработающий фонд скважин при­вел к разбалансированию систем разработки месторождений, выборочной отработке запасов нефти (более продуктивных по мощности). Это в конечном итоге ведёт к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов и является грубейшим нарушением Закона «О недрах».

В нефтяной отрасли практически свернуты работы по освоению новых нефтегазодобывающих районов. С большими трудностями идет реализация про­ектов на основе соглашений о разделе продукции.

 Длительная ориентация страны на экспортно-сырьевую специализацию в современных условиях становится экономиче­ски несостоятельной и экологически неприемлемой.

2. Добыча и переработка

 В нефтедобывающей отрасли произошло резкое снижение объемов добычи нефти с конденсатом: с 516 млн. тонн в 1990 году до 301,3 млн. тонн в 1996 году, при мак­симально достигнутом уровне добычи нефти в 569 млн. тонн в 1987 году.

Объемы переработки нефти снизились с 295 млн. тонн в 1990 году до 163,7 млн. тонн в 1998 году. Производство моторных видов топлива уменьшилось в 3 раза, смазочных масел, нефтебитума, электродного кокса, ароматики - в 2-3 раза, основных продуктов нефтехимии - в 7 раз. Глубина переработки нефти снизилась до 65 %.(Справочно - в США в1998 го­ду  90 %).

Среднеотраслевая загрузка мощностей нефтеперерабатывающих заводов России в 1998 году составила чуть более 50% при экономически обоснованном уровне - 80-85 процентов. Сеть нефтепродуктопроводов нефтеперерабатывающих заводов изношена более чем на 63 процента.

С 1999 года в нефтяном комплексе наблюдается некоторая стабилизация. Объем добычи нефти вырос на 2,0 млн. тонн и составил 305,4 млн. тонн. В 2000 году предпри­ятиями нефтяного комплекса добыто 323,3 млн. тонн, что на 17,9 млн. тонн (5,5 %) больше уровня 1999 года.

 Прирост добычи нефти в 2000 году, в основном, обеспечен высокими мировыми ценами на нефть. Основной объем добычи нефти, эксплуатационного бурения и ввода новых мощностей (скважин) приходился на Западную Сибирь (68 %) и Урало-Поволжье (26 %), где ранее была создана мощная сырьевая база и широко развернутая инфраструктура для добычи нефти. Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании добыли в 2000 году 280,8 млн. тонн нефти, что на 12,6 млн. тонн больше уровня добычи 1999 года (268,2 млн. тонн).

 Имеют место факты неисполнения некоторыми нефтяными компаниями условий, оговоренных в лицензиях на добычу нефти. Так, нефтяная компания «ЮКОС» добыла в 2000 году на 6,6 млн. тонн нефти меньше, чем установлено в ее лицензиях. Компания «ЛУКОЙЛ» - на 2,1 млн. тонн. «Сибнефть» - на 0,7 млн. тонн.

 В 2000 году поставки нефтяного сырья на переработку для внутреннего рынка соста­вили 179,3 млн. тонн, что на 8,8 млн. тонн больше чем в 1999 году. Отгрузка нефти на экспорт - 124,5 млн. тонн, что на 5,7 млн. тонн больше уровня 1999 года. На российских нефтеперерабатывающих заводах переработано 174,5 млн. тонн нефтяного сырья, что на 5,7 млн. тонн больше чем в 1999 году.

 Выработка основных нефтепродуктов существен­но увеличилась и составила по бензину 28 млн. тонн (рост на 1 млн. тонн), дизельному топливу - 49 млн. тонн (на 2,5 млн. тонн). Увеличен выпуск высококачественных марок бензинов, доля которых в общих объемах производства составляет: по неэтилированному бензину - 97,7 %, автобензину высокооктановому - 42,9 %, малосернистому ди­зельному топливу - 86,8 %. Обеспечен рост производства бензина прямогонного (на 49 %), бензола (16 %), кокса (15 %), смазочных масел (на 14 %) и других нефтепродуктов.

Среднеотраслевая глубина переработки нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях нефтяных компаний достигла в 2000 году 71 %, превысив на 3,5 % показатель 1999 года. Средняя загрузка перера­батывающих мощностей возросла до 62,2 % против 52 % в 1999 году.

 3. Инвестиции

 Инвестиционная политика в нефтяном комплексе до 2000 года характеризуется как неудовлетворительная и кризисная. Объем инвестиций сократился со 112 млрд. рублей в 1990 году до 51,3 млрд. рублей в 1999 году. Износ основного оборудования в нефтедобыче достиг 50 %, а в нефтепереработке превышает 80 процентов. Более 50 % магистральных нефтепроводов эксплуатируются свыше 25 лет при нормативе 30 лет.

Федеральная целевая программа «Топливо и энергия» за 1996-2000 годы не выполнена. Фактическое финансирование исполнено в сумме 410 млрд. рублей (в ценах 2000 года), или только 21 % от предусмотренных объемов инвестиций. Главной причиной этого яви­лись крайне ограниченные финансовые возможности отраслей топливно-энергетического комплекса и совершенно недостаточные меры государственной поддержки.

В Правительстве Российской Федерации отсутствует единая стратегия модернизации и технического перевооружения отечественной нефтеперерабатывающей отрасли.

Подпрограмма «Реконструкция и модернизация предприятий нефтеперерабаты­вающей промышленности», основная составляющая часть федеральной программы «Топливо и энергия», направленная на повышение глубины переработки нефтяного сырья с 62 % до 75 %, улучшение качества вырабатываемых нефтепродуктов, снижение загрязнения окружающей среды, повышение эффективности энергопотребления, также не выполнена. Финансирование подпрограммы осуществлено в объеме 68249,2 млн. рублей (31,8 %), при этом финансирование за счет федерального бюджета не осуществ­лялось. Затраты за счет финансирования из средств бюджетов субъектов федерации со­ставили 959,5 млн. рублей (1,4 %), за счет внебюджетных источников - 67289,7 млн. рублей (31,8 %). Из предусмотренных к вводу 38 новых установок нефтепереработки введено только 8.

Выполнение подпрограммы «Реконструкция и модернизация предприятий нефте­перерабатывающей промышленности» в полном объеме позволило бы существенно изменить качество нефтепродуктов, повысить эффективность экспорта и снизить долю отгрузки нефти на экспорт, дополнительно переработать более 70 млн. тонн нефтяного сырья и на 5-6 млрд. рублей увеличить доходы федерального бюджета.

 Финансовый кризис 1998 года и резкое снижение мировых цен на нефть привели к неудовлетворительным финансовым результатам многих нефтяных компаний и, как следствие, снижению капитальных вложений в отрасль. Однако рост мировых цен на нефть в 1999-2000 годах оказал позитивное влияние на финансовое состояние большинства нефтяных компаний, что позволило им приступить к осуществлению крупных инве­стиционных проектов.

Объемы инвестиций в 1999 году в нефтяной отрасли выросли до 51,3 млрд. рублей, а в 2000 году - более чем в 2,5 раза и достигли 129,9 млрд. рублей (4,4 млрд. долларов США), но при этом были в 4,5 раза ниже уровня инвестиций 1985 года. Около 74,5 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США) вложено в нефтедобычу.

2000 год можно охарактеризовать как год относительной стабилизации в нефтедобывающей промышленности в основном за счет роста мировых цен на нефть. Однако сложившийся уровень инвестиций пока не обеспечивает простого воспроизводства, выбытие мощностей по добыче нефти в 1991-1999 годах превысило их ввод на 280 млн. тонн.

 Для стабилизации и дальнейшего развития нефтяной отрасли, согласно оценочным расчетам, проведенным Минэнерго России и Минэкономразвития России, потребность в инвестициях на 2001-2005 годы оценивается в 10-15 млрд. долларов США, но для этого необходимо формирование благоприятного инвестиционного климата.

 4. Ценообразование

 В 1996-1998 годах, из-за отсутствия со стороны Правительства Российской Федерации системного подхода в вопросах ценообразования во многих отраслях народного хозяйства, в российской экономике образовался диспаритет цен на продукцию добывающих и перерабатывающих отраслей, особенно обострившийся после девальвации рубля в августе 1998 года.

Индекс роста цен на продукцию нефтегазового комплекса на внутреннем рынке значительно отставал от роста цен на промышленную продукцию. Так, цены на газ за годы реформ (1990-1998 гг.) выросли в 12,5 тысячи раз, на нефть - в 13,6 тысячи раз и на электроэнергию - в 16 тысяч раз, в то время как цены на продукцию промышленности в целом выросли в 18,5 тысячи раз. В 1999 году 1 тонна условного топлива в виде газа стоила 263 рубля, в виде угля - 336 рублей, в виде мазута - 424 рубля. На внутрен­нем рынке (в 1996-1998 гг.), где применялись различные формы оплаты за реализован­ную продукцию, и уровень денежных расчетов не превышал 50-60 %, сложилась нереальная средняя цена на нефть и нефтепродукты, не отражающая платежеспособный спрос и реальную цену рынка.

 Рост мировых цен на нефть в 1999-2000 годах отразился на динамике цен внутрен­него рынка. За 1999 год средневзвешенные цены на основные нефтепродукты выросли в 3-4 раза. Цены на низкооктановый бензин выросли в 3,4 раза, высокооктановый - 3,0 раза, дизельное топливо - 3,5 раза, мазут топочный - 2,8 раза, авиакеросин - в 4,1 раза.

Правительством Российской Федерации принимались меры по ограничению роста цен на нефтепродукты. В частности, 16 июня 1999 года подписано картельное «Соглашение о сотрудничестве по стабилизации положения в экономике Российской Федерации» с нефтяными компаниями, ограничивающее цены на нефтепродукты, поставляемые сельхозтоваропроизводителям, северным территориям, силовым структурам стра­ны, потребителям МПС и РАО «ЕЭС России».

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.09.99 г. № 1053 и от 6.12.99 г. № 1351 регулировались ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. В декабре 1999 года на внутреннем рынке России средневзвешенные цены на нефтепродукты практически не росли.

 2000 год стал особенно успешным для нефтяной отрасли, он отмечен рекордом прошедшего десятилетия по достигнутому уровню стабильно высоких мировых цен на нефть, которые не опускались ниже 22-25 долларов США за баррель и даже доходили до 30 долларов США за баррель. В IV квартале 2000 года средние цены на нефть на внутреннем рынке достигли своей максимальной отметки - 3203 рубля за тонну, что на 62 % выше показателя соответствующего периода 1999 года.

Валютные поступления в 2000 году от продажи нефти составили 18718,49 млн. долларов США против 11444,26 млн. в 1999 году (рост на 64 %). Существенно снизилось количество нарушений оплаты текущих валютных операций. В 2000 году они составили только 35,67 млн. долларов США (0,14 % от общих валютных поступлений) против 788,52 млн. (4,96 %) в 1999 году.

Цены внутреннего рынка по большинству экспортируемых и импортируемых това­ров России вернулись на мировой уровень, на котором они находились до финансового кризиса в августе 1998 года. Цены на нефтепродукты до настоящего времени не достигли этих показателей. Цены высокооктанового бензина колебались в диапазоне 6840 -9940 рублей за тонну (около 70 % от цен на рынке европейских стран), дизтоплива -5800 - 8820 рублей (около 60 % от мировых цен), мазута - 1971 рубль (50 % от мировых), тогда как до августовского кризиса 1998 года цены внутреннего рынка на бензин, дизтопливо и мазут были на уровне мировых.

В конце 2000 года средневзвешенные цены на автобензин марки А-76 и А-92 снизились на 1,6-1,8 процента. Розничные цены на автобензины снизились на большей части России (в 32 территориальных центрах) и увеличились в шести. Оптовые цены на дизельное топливо не изменялись. Розничные в 16 регионах России повысились, в 23 - понизились. Оптовые цены на мазут уменьшились на большинстве НПЗ России на 6 % и в целом по России составили 2958 рублей за тонну.

 Негативно на ценовую политику влияют корпоративные цены на нефть, нефтепро­дукты и услуги процессинга, применяемые нефтяными компаниями. Следует отметить, что применение корпоративных цен нефтяными компаниями не противоречит действующему законодательству и не сказалось на общих налоговых поступлениях в федеральный бюджет. В то же время внутрикорпоративные цены, применяемые нефтяными компаниями, существенно влияют на сумму налоговых поступлений за ресурсные платежи (ВМСБ и платежи за недра), которые зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Конкретные размеры ставок по указанным платежам устанавливаются по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в лицензионных соглашениях об условиях пользования недрами. При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право увеличивать ставку налога в зависимости от геолого-географических и экономических условий разработки конкретного месторождения. Максимальный размер увеличения ставки налога в зависимости от геолого-географических и экономических условий разработки конкретного месторождения должен быть установлен законодательством Российской Федерации.

 Корпоративные цены устанавливаются нефтяными компаниями ниже действующих цен на нефть внутреннего рынка, что приводит к снижению уровня прибыльности, рен­табельности и налогооблагаемой базы нефтедобывающих предприятий.

В Ханты-Мансийском автономном округе, где добывается более 55 % российской нефти крупными нефтяными компаниями (ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «ЮКОС», ОАО«НГК «Славнефть», ОАО «Сиданко» и другими), только за счет применения внутрикорпоративных цен потери бюджета округа за 1998-2000 гг. со­ставили соответственно по годам: 158,1 млн. рублей, 4,8 млрд. рублей и 26,9 млрд. рублей.

 Серьезньм препятствием для эффективного налогового контроля за применением нефтяными компаниями внутрикорпоративных цен являются отсутствие свободного рынка нефти и невозможность применения положений статьи 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, которой цены на нефть (по любым сделкам с нефтью и нефтепродуктами) признаются рыночными. Налоговым кодексом не установлены официальные источники информации о рыночных ценах на товары, а также о биржевых котировках, налогооблагаемая база по внутрикорпоративным ценам в МНС России отсутствует.

  5. Влияние нефтяного комплекса  на формирование федерального бюджета

 Возросшие цены на нефть в 1999-2000 годах позволили нефтяным компаниям существенно увеличить платежи в бюджеты всех уровней. Налоговые поступления в федеральный бюджет от нефтяного комплекса в 1999 году составили 39,8 млрд. рублей, из них от нефтедобывающей промышленности - 32,0 млрд. рублей (80,4 %).

В 2000 году в федеральный бюджет поступления по налоговым платежам от нефтяной промышленности возросли в 2,3 раза и составили 89,8 млрд. рублей (84 % всех поступлений от топливной промышленности), из которых 70,5 млрд. рублей (78,5 %) - доходы от нефтедобывающей промышленности.

Доля налоговых платежей нефтяного комплекса в общей сумме российских поступлений платежей выросла более чем в три раза и составила в 1998 году 10,6 %, в 1999 году -13,2 % и в 2000 году - 30,8 процента.

 По состоянию на 1.01. 2001 года уровень уплаты текущих налоговых платежей в федеральный бюджет составил 120 % от начисленных сумм. Вертикально-интегрированными нефтяными компаниями в конце 1999 - начале 2000 года полностью погашена просроченная налоговая задолженность перед федеральным бюджетом, накопленная за предыдущий период. Так, если на 1 января 2000 года задолженность по ним составляла 5,5 млрд. рублей, в том числе отсроченные платежи - 1,7 млрд. рублей, то на 1 января 2001 года имеется переплата в сумме 6,1 млрд. рублей, в том числе по отсроченным платежам - 0,3 млрд. рублей.

 Налоговые платежи в федеральный бюджет от наиболее крупных нефтяных компаний в 2000 году составили: «НК «ЛУКОЙЛ» - 50,9 млрд. рублей (56,7 % общих налоговых поступлений нефтяных компаний отрасли), «Сургутнефтегаз» - 32,7 млрд. рублей (36,4 %), «Роснефть» - 7,9 млрд. рублей (8,8 %), «Славнефть» - 4,4 млрд. рублей (4,9 %).

В МНС России отсутствуют расчеты суммарной налоговой нагрузки крупнейших нефтяных компаний на одну тонну добытой нефти, официальная информация, под­тверждающая объективность применения нефтяными компаниями внутрикорпоратив­ных цен и их влияния на финансовые результаты нефтедобывающих предприятий и на­логовые поступления в бюджеты всех уровней, нет базы данных примене­ния нефтяными компаниями корпоративных цен.

 Доходы федерального бюджета от продажи акций нефтяных компаний в 1997-2000 годах составили 45,5 млрд. рублей.

В 1997 году за счет продажи акций нефтяных компаний и отдельных акционерных обществ, входящих в нефтяной комплекс, при запланированном в федеральном бюджете в 1997 году получении доходов в размере 4,179 млрд. рублей получено 6,7 млрд. рублей, в том числе: ОАО «Восточная нефтяная компания» - 5,188 млрд. рублей; «Ко­ми ТЭК» - 771 млн. рублей; ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» - 312 млн. рублей; ОАО «НТК «Славнефть» - 232 млн. рублей; ОАО «Востсибнефтегаз» - 101 млн. рублей; ОАО «Тюменская нефтяная компания» - 145 млн. рублей.

 В 1998 году в федеральном бюджете планировалось получение 8,125 млрд. рублей доходов от приватизации предприятий отрасли. Фактическое поступление составило только 0,649 млрд. рублей (ОАО «НГК «Сибур» - 0,510 млрд. рублей, ОАО «Тюменская нефтяная компания» - 0,123 млрд. рублей, ОАО «НОРСИ-ОЙЛ» - 0,016 млрд. рублей).

В 1999 г. от реализации акций предприятий нефтяного комплекса было получено 9,4 млрд. рублей (ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» - 6,8 млрд. рублей, ОАО «ТНК» - 2,6 млрд. рублей).

В 2000 году поступления в федеральный бюджет от реализации акций нефтяных компаний составили 28,7 млрд. рублей (ОАО «ОНАКО» - 24988,2 млн. рублей; ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» - 3028 млн. рублей; ОАО «Сургутнефтегаз» - 555,9 млн. рублей; ОАО «НГК «Сибур» - 125,8 млн. рублей).

 Доходы федерального бюджета, полученные в виде дивидендов по акциям нефтяных компаний, принадлежащих государству, в 1997-2000 гг. составили 1312,9 млн. рублей.

 В федеральных бюджетах на 1997 и 1998 годы получение доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим государству, не планировалось. Вместе с тем в 1998 году доходы федерального бюджета за счет дивидендов по нефтяному комплексу составили 72,7 млн. рублей, а прибыль Российской Федерации от участия в СП «Вьетсовпетро» - 782,6 млн. рублей.

В 1999 году федеральным бюджетом планировалось получение доходов за счет дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, в размере 2167,8 млн. рублей, из которых 1443,1 млн. рублей - по акциям топливно-энергетического комплекса. По итогам года получено 556,0 млн. рублей, в том числе по нефтяному комплексу - 146,1 млн. рублей, прибыль Российской Федерации от участия в СП «Вьетсовпетро» составила 5675,0 млн. рублей.

В 2000 году федеральным бюджетом планировалось получение доходов за счет дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, в размере 5061,6 млн. рублей. По акциям, находящимся в федеральной собственности по топливно-энергетическому комплексу, контрольные цифры по получению дивидендов были определены в размере 2200 млн. рублей. В целом по топливно-энергетическому комплексу получено 3021 млн. рублей, в том числе по предприятиям нефтяного комплекса - 1089,6 млн. рублей, прибыль Российской Федерации от участия в СП «Вьетсовпетро» - 11,807 млрд. рублей, или в 10 раз больше доходов федерального бюджета, полученных от выплаты дивидендов всей нефтяной отраслью.

         6. Налоговые реформы

Налоговое законодательство, действующее в нефтяном комплексе, носит чисто фискальный характер. Уровень сбора налогов в народном хозяйстве в 90-х годах составлял не более 50 %, в нефтяной отрасли - 80-85 процентов.

 Поэтому в добывающих отраслях ТЭК необходимо провести налоговую реформу, конечной целью которой должен стать переход на трехуровневую систему взимания налогов.

 Первый уровень - взимание государством разумно обоснованной части прибыли со всех субъектов предпринимательской деятельности. При этом в распоряжении хозяйствующих субъектов должны оставаться средства для инвестиционной и инновационной деятельности.

 Второй уровень - взимание государством разумно обоснованной части горной ренты. Действующая законодательная база в области недропользования по многим своим параметрам не соответствует сложившейся в отрасли структуре в основном истощенных запасов и действующей системе управления и регулирования через вертикально-интегрированные компании. Для преодоления сложившейся ситуации с использованием пробуренного фонда скважин главным стратегическим направлением должна стать разработка единого пакета соподчиненных законодательных и нормативных актов, обеспечивающего гибкое (стимулирующее) налогообложение в части:

эксплуатации истощенных запасов;

ввода в разработку трудноизвлекаемых запасов с помощью новых технологий;

ввода в эксплуатацию бездействующих, законсервированных и контрольных скважин; применения методов повышения нефтеотдачи пластов.

Результаты проведенных проверок Счетной палатой нефтяных компаний подтверждают, что основная причина перевода нефтяных скважин в категорию бездействующих и их консервации (из-за низкого дебита нефти и высокой обводненности) - действующая налоговая система, которая ориентирована на налогообложение высокодебитных месторождений и не учитывает объективно обусловленного роста издержек добычи по мере уменьшения дебитов скважин и роста обводненности нефти.

Принятие федерального закона «О налоговом режиме добычи нефти из низкопродуктивных участков недр» позволило бы не только стабилизировать добычу нефти, но и увеличить ее ежегодную добычу.

 Третий уровень - взимание государством разумно обоснованной части дифференциальной ренты, то есть прибыли, полученной предприятиями, находящимися в относительно лучших экономических условиях

 Перспективное развитие нефтяного  комплекса, наращивание уровня добычи нефти и ее переработки в России видится по следующим направлениям.

 В нефтедобывающей промышленности.

Изменение стратегии и повышения эффективности геологоразведочных работ.

Вовлечение в эксплуатацию бездействующего фонда скважин и доведения его до соответствующего норматива.

Освоение новых месторождений нефти и подготовка к промышленному освоению ресурсов Тимано-Печерского бассейна, Восточной Сибири, Республики САХА (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о. Сахалин.

Дальнейшее развитие и совершенствование механизма соглашений о разделе продукции.

 

В нефтеперерабатывающей промышленности.

Осуществить структурную перестройку нефтеперерабатывающей промышленности в части:

повышения глубины переработки нефти до 80-85%;

снижение энергетических и материальных затрат в процессах производства продуктов нефтепереработки и нефтехимии;

вывод из эксплуатации излишних и неэффективных установок и других объектов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и строительства современных малых и средних предприятий с целью максимального приближения производства нефтепродуктов к потребителям.

Техническое перевооружение и реконструкция нефтеперерабатывающей промышленности позволит не только изменить качество продуктов переработки, но и увеличить выпуск высококачественных светлых продуктов, соответствующих мировым стандартам, повысить эффективность экспорта нефтепродуктов и существенно снизить при этом долю отгрузки нефти на экспорт.

 




наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.