О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Россйиской Федерации "О средствах массовой информации"

Название
"О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Россйиской Федерации "О средствах массовой информации"
Текст

 Информационно-аналитический комментарий   

К проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Российской Федерации   «О средствах массовой информации»   

            В современных условиях формирования в России гражданского общества и государственно-правовой системы проблема правового регулирования средств массовой информации стоит особенно остро. Формирование и совершенствование правовой базы в области телерадиовещания является важнейшей задачей законотворчества. 

            Телерадиовещание является одним из видов деятельности, подлежащих  лицензированию в Российской Федерации. Как один из частных видов лицензирования  оно имеет определенные особенности, связанные прежде всего, со спецификой информации.

1. Состояние правового регулирования вопросов лицензирования   деятельности в сфере телерадиовещания

         Общественные отношения в сфере лицензирования  телерадиовещания  регулируются, прежде всего Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", а также рядом подзаконных нормативно-правовых актов.

         Основные принципы правовой деятельности средств массовой информации определяет  Конституция Российской Федерации, которая, признавая идеологическое и политическое многообразие (статья  13), гарантирует каждому свободу мысли и слова, предоставляя право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29).

          Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 49)   устанавливает, что юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).    Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии,  возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Лицензирование телерадиовещания в силу специфики данного вида деятельности выведено из сферы действия Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии со статьей 1 пункт 2 действие Закона не распространяется на телевизионное вещание и радиовещание, которые, как и некоторые другие виды деятельности (страхование, использование природных ресурсов и недр, деятельность в области связи, использования атомной энергии, образовательная, биржевая, нотариальная и другие), подлежат лицензированию в соответствии с отдельным порядком, предусмотренным в иных законодательных актах.

Закон содержит юридические определения ряда основных понятий в сфере лицензирования: «лицензии» как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; «лицензирования» - мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; «лицензируемого вида деятельности», «лицензионных требований и условий», «лицензиата», «соискателя лицензии» и других (статья 2). 

Основным законом, регулирующим отношения в области лицензирования телевизионного вещания и радиовещания, является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации".  

         В соответствии со статьей 31 Закона, лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

В Законе называются основания отказа в выдаче лицензий на вещание, например, если отсутствует техническая возможность осуществлять вещание с заявленными характеристиками либо близкими к ним. В выдаче лицензии на вещание может быть отказано по основаниям, предусмотренным условиями конкурса, если заявки рассматриваются на конкурсной основе.

Статья 32 Закона предусматривает основания аннулирования лицензии, а также указывает , что аннулирование лицензии производится решением выдавшего ее органа либо Федеральной комиссией по телерадиовещанию.

Закон содержит только специальные нормы о лицензировании деятельности в области телевизионного вещания и радиовещания и не касается регулирования  таких вопросов лицензирования, как приостановление и продление срока действия лицензий на осуществление телевизионного вещания и радиовещания и ряда других.

 Эти вопросы в настоящее время в соответствии с действующим законодательством регулируются Постановлениями Правительства Российской Федерации. 

           Центральное место в правовом лицензировании телерадиовещания занимает Положение о лицензировании телевизионного вещания и  радиовещания в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года № 1359 "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания  и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации". Оно определяет порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания, осуществляемого на территории Российской Федерации и предназначенного для обеспечения населения телевизионными и радиопрограммами, рассчитанными на общероссийскую, региональную или местную аудиторию, а также на осуществление зарубежного теле-и (или) радиовещания.

       Согласно этому Положению, лицензия, которая выдается на срок от 3 до 5 лет, дает право осуществлять распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с законом о СМИ, при условии соблюдения лицензионных требований и условий. Уполномоченным органом в сфере лицензирования телерадиовещания является Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 

           Размер и порядок взимания платы за лицензию на вещание, а также за переоформление лицензии устанавливает Положение о порядке взимания платы за выдачу и переоформление лицензий на телевизионное вещание и радиовещание, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года № 1359 "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания  и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации".      

           В целях повышения эффективности использования ограниченного государственного ресурса - радиочастотного спектра, выделяемого для целей наземного эфирного телерадиовещания, и более полного удовлетворения потребностей населения в телерадиопрограммах  Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 698 утверждено Положение о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания, которое определяет порядок проведения конкурса и условия участия в нем.

         В действующем порядке лицензирования существует ряд проблем, которые требуют своего нормативного регулирования. Отсутствие соответствующего законодательного регулирования ряда вопросов, связанных с лицензированием вещания порождает существенные проблемы в правоприменительной практике, снижает степень защиты вещателей и лишает в связи с этим держателей лицензий на телерадиовещание целого ряда гарантий стабильности лицензии, которыми обладают лица, получившие лицензии по иным видам деятельности.

2. Основные положения законопроекта "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"

         Законопроект регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования в сфере телерадиовещания в Российской Федерации и направлен на совершенствование механизма лицензирования телерадиовещания. 

Содержание  изменений и дополнения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"

Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (Статьи 31 и 32)

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"

 Уточняется порядок выдачи лецензии на вещание

Лицензии на вещание выдаются Федеральной комиссией по телерадиовещанию и территориальными комиссиями

Лицензии на вещание выдаются в порядке, определяемом настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Уточняются права, предоставляемые держателю лецензии на вещание

 Лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

 

Лицензия на вещание дает ее держателю право использовать с соблюдением лицензионных условий орбитально-частотные ресурсы и радиочастоты с помощью средств эфирного, проводного, кабельного, спутникового и цифрового телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации.

Уточняется порядок взимания конкурсных взносов при предоставлении права на вещание на конкурсной основе

Размеры и порядок взимания платы за лицензию на вещание, а также за переоформление лицензии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размеры и порядок взимания платы за лицензию на вещание, за переоформление лицензии, а также конкурсных взносов при предоставлении права на вещание на конкурсной основе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уточняется порядок

аннулирования лицензии

Лицензия аннулируется в случаях:

1) если она была получена обманным путем;

2) если неоднократно нарушались лицензионные условия либо предусмотренные настоящим Законом правила распространения радио- и телепрограмм, по поводу чего делались письменные предупреждения;

3) если комиссией по телерадиовещанию установлен факт скрытой уступки лицензии.

Лицензия аннулируется в случаях:

1) если она была получена обманным путем;

2) если неоднократно нарушались лицензионные условия либо предусмотренные настоящим Законом правила распространения радио- и телепрограмм, по поводу чего делались письменные предупреждения;

3) если органом, выдавшим лицензию, установлен факт скрытой уступки лицензии.

 

Вводится дополнительное основание аннулирования лицензии на вещание

Лицензия аннулируется в случаях:

1) если она была получена обманным путем;

2) если неоднократно нарушались лицензионные условия либо предусмотренные настоящим Законом правила распространения радио- и телепрограмм, по поводу чего делались письменные предупреждения;

3) если комиссией по телерадиовещанию установлен факт скрытой уступки лицензии.

Лицензия аннулируется в случаях:

1) если она была получена обманным путем;

2) если неоднократно нарушались лицензионные условия либо предусмотренные настоящим Законом правила распространения радио- и телепрограмм, по поводу чего делались письменные предупреждения;

3) если органом, выдавшим лицензию, установлен факт скрытой уступки лицензии.

4) отказа лицензиата от дальнейшего использования радиочастотного канала (радиочастотных каналов), указанного в лицензии на вещание.

Суду, наряду с органом, выдавшим лицензию, предоставляется право аннулирования лицензии

Аннулирование лицензии производится решением выдавшего ее органа либо Федеральной комиссией по телерадиовещанию.

Аннулирование лицензии производится решением выдавшего ее органа либо  судом.

 3. Зарубежное законодательство о лицензировании  телерадиовещания   

           Американский способ лицензирования телерадиовещания является наиболее продолжительным  и разнообразным. Лицензирование осуществляется там с 1927 года, когда в других странах вещание еще существовало только в форме государственной монополии.

            В США регламентирование радио  и телевещания, как и все вопросы, связанные с телекоммуникациями, находится в ведении Федеральной комиссии связи (ФКС), государственного органа, уполномоченного Конгрессом регулировать вещание. ФКС была учреждена Конгрессом в 1934 году на основании Закона США о связи. В последствии в Закон о связи  неоднократно вносились поправки, а с 1996 года вступил в силу Закон о телекоммуникациях.

            ФКС принадлежит большой комплекс полномочий, среди которых -    установление телекоммуникационных тарифов; участие в законотворческой деятельности путем составления соответствующих рекомендаций; введение единого реестра телекоммуникационных операций и провайдеров; осуществление программ регулирования всех услуг индустрии радио- и телевещания; координация государственной телекоммуникационной политики и другие.

ФКС лицензирует радио- и телевизионные станции как коммерческие или некоммерческие образовательные телевизионные и радиостанции. Статья 309 Закона США о связи от 1934 года устанавливает общее правило выдачи лицензии, по которому Комиссия с учетом всех условий, которые сочтет существенными в конкретном случае, должна предоставить лицензию, прежде всего, исходя из общественных интересов.  Преимущества предоставляются тем, кто намерен выпускать социально значимые программы и передачи по местной проблематике. В соответствии с американским законодательством получение лицензии на пользование частотой, являющейся национальным ресурсом, налагает на ее обладателя обязанность  служить интересам общества.

Учитывается также отсутствие серьезных нарушений действующего законодательства на протяжении предыдущих сроков действия лицензии для уже работающего вещателя и для претендента в тех видах деятельности, которыми он занимался до подачи заявления в Комиссию. В статье 313 Закона о связи прямо запрещается предоставлять лицензию претенденту, у которого она ранее была отозвана за нарушение антимонопольного законодательства.  

ФКС выдает лицензии сроком до восьми лет. В Законе о связи определены ограничения права на получение лицензии. Статья 310 этого закона предоставляет такое право только гражданам США. Юридическое лицо может стать держателем лицензии в случае, если оно зарегистрировано в соответствии с законодательством США, ограничивающим долю собственности во владении иностранных представительстви лиц, не являющихся гражданами США до  25% акций американских телевизионных и радиостанций.

Основой для отказа в продлении срока действия лицензии чаще всего служат жалобы теле- и радиослушатей, а также предоставление в заявлении недостаточных сведений или нарушения в финансово-хозяйственной деятельности станции.    

            Вещание в Великобритании является строго регулируемой отраслью. Оно функционирует в основном на основании Законов о вещании 1990 и 1996 годов. В отличие от регулирования телекоммуникаций, регулирование вещания в Великобритании сосредоточено на лицензировании услуг и особенно на содержании материалов вещания.

            Касаясь требований к содержанию телерадиопередач, следует сказать, что в целом ряде европейских стран существуют определенные стандарты вещания, исполнение которых обеспечивается общественными или наблюдательными советами. Обеспечение ответственности перед обществом является в Великобритании главным фактором в регулировании как частного, так и общественного вещания. В 1980 году в Британии была учреждена специальная комиссия, призванная разбирать жалобы на некорректность и тенденциозность отдельных информационных сообщений. Закон 1990 года учредил еще одну инстанцию по разбору таких обращений - Комиссию стандартов вещания (БСК) и поставил электронные СМИ под контроль Независимой комиссии по телевидению и Управления по радиовещанию, которые оказывают эффективное воздействие на программную политику теле- и радиокомпаний, добиваясь соответствия эфирного материала требованиям закона и морали.

Позднее был законодательно установлен порядок получения лицензий радио- и телекомпаниями с обозначением комплекса требований к содержанию программ коммерческого вещания.

Наблюдательному совету по радиовещанию (Radio Authority), роль которого состоит в обеспечении многообразия служб национального радио, доверено лицензирование радиостанций. Лицензии выдаются на 8 лет "подходящим и достойным" кандидатам (лица, осужденные за организацию пиратских радиостанций в предшествующие пять лет, к кандидатам относиться не могут) при условии соблюдения ими законодательных требований, касающихся подготовки программ и правил собственности.

Лицензии на спутниковое и кабельное вещание выдаются на десятилетний период любой организации телевизионных программ, которая соответствует требованиям Программного кодекса НКТ и его правилам в области рекламы и спонсорства и могут быть отозваны при изменении собственника без предварительного согласования с НКТ.

В целях ограничения владения вещательными лицензиями Правительство Великобритании в ноябре 1996 года ввело новые положения, внеся соответствующие поправки в Приложение 2 к Закону о вещании 1990 года, предусматривающие, что:

ни одно физическое лицо не вправе владеть двумя или более лицензиями на телевизионное вещание, охватывающее более 15% общей телевизионной аудитории;

ни одно физическое лицо не вправе владеть более чем одной лицензией на местное СВ-вещание и более одной лицензией на FM-вещание, охватывающее один и тот же район, за исключением случаев, когда это совершается в интересах общества;

ни одно физическое лицо не вправе владеть более чем одной службой национального коммерческого радиовещания.  

В ФРГ  в Законе о вещании 1992 года указывается, что одна компания может владеть не более чем двумя радиоканалами и/или телевизионными общенациональными каналами. Лицензия на национальный канал общего характера не выдается компании, в которой кто-либо контролирует 50 или более процентов капитала.

 Вопросы концентрация СМИ регулируются Федеральным законом о картелях 1956 года с поправками 1976 года, который установил необходимость разрешения Правительства на слияние компаний с суммой продаж свыше 500 млн.марок, но при слиянии информационных компаний, потолок существенно ниже - 25 млн.марок. 

Во многих европейских странах учреждены специальные органы для контроля за вещанием. Во Франции за лицензированием  и  соблюдением  правил  наблюдает  Высокая аудиовизуальная комиссия, состоящая из 9 членов,  назначаемых в   равной   пропорции   Президентом республики, Председателем нижней и Председателем верхней палат парламента.

В Швеции Комиссия по телерадиовещанию включает представителей разных политических, религиозных, профсоюзных, журналистских объединений, а также деятелей искусства.

В Австрии радио- и телевизионная корпорация состоит из 17 членов, при этом 9 из них должны быть судьями, задача которых - обеспечить соблюдение норм Закона о радио и телевидении.                        

Ограничения на право владения иностранцами электронных СМИ (наземных и кабельных) существуют почти во всех странах мира. Одно из немногих исключений – Новая Зеландия, где иностранное участие в СМИ никак не оговорено. 

В Великобритании доля иностранного участие не может превышать долю собственно британского. Израильское законодательство ограничивает иностранное участие во владении электронными СМИ - 49 процентами, таиландское – 25 процентами, а сингапурское – 3 процентами.

 В Японии иностранцы не могут владеть более чем 33 процентами телекомпании. Канадские правила не только вводят 46-процентный предел на долю иностранного участия в наземных электронных СМИ, но и лишают иностранную компанию лицензии, если у ее продукции есть канадских аналог. В Австралии также существует 25-процентный предел на иностранное участие в электронных СМИ. 

   Процедура лицензирования деятельности по осуществлению телевизионного и радиовещания должна совершенствоваться с учетом международного опыта и в целях отражения развития рынка и уровня технологий.

           Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации",  будет способствовать:

          урегулированию процесса выдачи, продления и аннулирования лицензии, а также осуществлению контроля за соблюдением лицензионных условий;

          усилению ответственности лицензиата за осуществление вещательной деятельности;

          обеспечению большей стабильности правил лицензирования;

          укреплению гарантированных законом прав, представляемых держателю лицензии на вещание;

          повышению эффективности использования радиочастотного спектра и более полному удовлетворению потребностей населения в телерадиопрограммах;

          реализации прав граждан на своевременное получение информации; 

          обеспечению плюрализма и многообразия средств массовой информации;

          соблюдению законности при осуществлении лицензирования.

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.