О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- О направлениях налоговой реформы и мерах по ее реализации в 2003-2005 годах

Название
О направлениях налоговой реформы и мерах по ее реализации в 2003-2005 годах
Дата выпуска материала
06.02.03
Автор
доклад Минфина России, подготовленный с участием Минэкономразвития России и МНС России
Текст

О направлениях налоговой реформы и мерах по ее реализации в 2003-2005 годах

(доклад Минфина России, подготовленный  с участием Минэкономразвития России и МНС России)

На заседании Правительства Российской Федерации 5 декабря 2002 г. был подробно рассмотрен вопрос о ходе реализации налоговой реформы в Российской Федерации. При этом было отмечено, что в 2000-2002 гг. в этом направлении был осуществлен ряд важных мер, обеспечивших серьезное продвижение в направлении реализации целей налоговой реформы, поставленных перед Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Президентом Российской Федерации. В частности, была заметно снижена налоговая нагрузка на экономику, что стало одним из факторов поддержания экономического роста. Удалось обеспечить более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, в том числе за счет отмены ряда неэффективных налоговых льгот. Упразднены экономически неоправданные и оказывавшие наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность “оборотные” налоги. Обеспечено упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов. Заметно улучшилось администрирование уплаты налогов и сборов. Проводимые меры привели к легализации многими налогоплательщиками своих доходов, ранее скрываемых от налогообложения. В результате важнейшим промежуточным итогом налоговой реформы стало положение, при котором, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков обеспечивается опережающее по сравнению с ростом валового внутреннего продукта увеличение доходной базы бюджетов всех уровней.

Вместе с тем на указанном заседании Правительства Российской Федерации была отмечена необходимость осуществления дальнейших шагов в этом направлении.

Общей целью налоговой реформы в ближайшие годы должно оставаться создание налоговой системы отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности. При осуществлении налоговой реформы следует исходить из понимания, что ускорение темпов экономического роста в России не достижимо без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства. Сокращение расходов государства по отношению к ВВП за счет оптимизация их структуры и повышения эффективности использования является главным резервом и необходимым условием для снижения налоговой нагрузки на экономику. Необходимые предложения в этом направлении должны быть выработаны Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов, созданной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2002 г. № 1838-р и до 1 апреля 2003 г. внесены в Правительство Российской Федерации. При этом снижение совокупного бюджетного бремени в 2004-2006 годах должно составить ежегодно около 1 процентного пункта ВВП.

Налоговая реформа должна осуществляться одновременно с реформой межбюджетных отношений и решением вопроса финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований. В этой связи должен быть пересмотрен сложившийся порядок закрепления налоговых доходов за территориальными образованиями.

В ближайшие годы налоговая реформа должна развиваться по следующим основным направлениям:

  • продолжение курса на дальнейшее снижение налогового бремени как одного из условий обеспечения экономического роста и диверсификации экономики;
  • упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, ориентация на те налоги, которые стимулировали бы мотивацию к росту прибыли, личных доходов, занятости и отказ от теневой экономической деятельности;
  • усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в том числе путем отказа от неэффективных налоговых льгот, и корректировка норм, искажающих экономическое содержание налогов;
  • улучшение налогового администрирования как одного из условий повышения уровня собираемости налогов и сборов, а также снижения издержек, связанных с соблюдением законодательства о налогах и сборах.

При этом должно быть обеспечено соблюдение принципа стабильности налоговой системы, определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период, а также обеспечение прямого действия законодательства о налогах и сборах с одновременным повышением понятности и определенности при его применении налогоплательщиками.

Необходимо отметить, что в настоящее время объем поступлений налоговых доходов, а значит и общая устойчивость бюджета, в значительной степени зависит от уровня мировых цен на основные товары российского экспорта (прежде всего на нефть). От их уровня, в частности, напрямую зависит размер налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, ставка экспортной пошлины на этот товар, а также сумма налога на прибыль, уплачиваемого предприятиями сырьевого сектора. Так, по экспертной оценке за счет этого фактора в 2002 г. в бюджеты дополнительно поступило 180-200 млрд. рублей, что составляет примерно 2,0 - 2,2 процента к ВВП. В такой ситуации планирование бюджетных доходов и меры по реализации налоговой реформы должны основываться на консервативных оценках внешнеэкономических условий.

С учетом обсуждения рассматриваемого вопроса на заседании Правительства Российской Федерации 5 декабря 2002 г. и на Совете по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации 25 ноября 2002 г., в 2003-2005 гг. предлагаются следующие меры по дальнейшему проведению налоговой реформы.

В течение 2003 г. должны быть:

1. Приняты законодательные акты по реформе системы имущественных налогов в Российской Федерации (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог), о налоге на наследования и дарения, которые должны быть введены в действие с 2004 года. Налог на имущество организаций предполагается установить в качестве регионального налога, а налог на имущество физических лиц и земельный налог в качестве местных налогов.

По имущественным налогам в Налоговом кодексе Российской .Федерации (далее - Кодекс) будут определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговый период, минимальный и максимальный размер налоговой ставки. В законах субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления будут определяться налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, а также могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Имущественные налоги должны стать серьезными источниками доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. При этом предполагается исключить запасы и затраты из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, существенно сократить налоговые льготы, устанавливаемые на федеральном уровне, создать условия для перехода в перспективе к налогообложению недвижимости. По налогу на имущество физических лиц предлагается пересмотреть принципы оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, постепенный переход на рыночную оценку имущества физических лиц с одновременным снижением максимальной налоговой ставки. По земельному налогу предусматривается переход на налогообложение земельных участков исходя из кадастровой стоимости этих участков. Налог на наследования и дарения предполагается установить в качестве федерального налога с зачислением сумм от его взимания в местные бюджеты.

В результате реформы имущественного налогообложения региональные и местные бюджеты должны получить дополнительные доходы в целях частичной компенсации потерь, связанных с отменой с 1 января 2004 г. налога с продаж.

2. Осуществлены меры по усовершенствованию порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, предусматривающие совершенствование действующего порядка применения нулевой ставки НДС, включая вопросы обоснования такой ставки, порядка и принятия сумм налога к вычету или возмещению. В частности, представляется целесообразным начиная с 2004 года по оборотам, облагаемым по нулевой ставке применять налоговые вычеты в общем порядке (при этом ранее накопленная задолженность будет постепенно погашаться). Кроме этого необходимо оптимизировать перечень документов для подтверждения применения нулевой ставки НДС и для обоснования вычетов. В рамках этой работы необходимо также решить проблему применения нулевой ставки налога для налогоплательщиков, оказывающих услуги по перевозке экспортируемых и импортируемых грузов.

3. С 1 января 2004 года предлагаются следующие изменения в отношении уплаты акцизов:

  • индексация специфических ставок по подакцизным товарам в соответствии с предполагаемым на 2004 г. ростом цен на потребительские товары с возможным более высоким (до 20-25 %) уровнем индексации специфической составляющей ставки акцизов по табачным изделиям;
  • унификация ставок акциза при реализации природного газа внутри страны и на экспорт (включая поставки в страны СНГ). При этом следует рассмотреть возможность существенного снижения (отмены) акциза на природный газ с одновременным увеличением таможенной пошлины на его экспорт и налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, с тем, что бы такие меры компенсировали снижение (отмену) акциза, При этом следует отменить льготы по освобождению от взимания акциза природного газа, используемого на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных предприятий, а также отбензиненного сухого газа, реализуемого на территории Российской Федерации.

4. В 2003 году Государственной Думой должна быть принята глава Кодекса, регулирующая уплату государственной пошлины (с введением в действие с 1 января 2004 года). При этом предусматривается заметное (в среднем в 2-2,5 раза) снижение размеров государственной пошлины при обращении в суды и за совершение нотариальных действий. В эту главу -предполагается также включить абсолютное большинство из существующих ныне сборов, взимаемых (установленных) государственными органами на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации, министерств, ведомств, законодательных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

С вступлением в силу этой главы будут отменены существующие ныне налог на операции с ценными бумагами и налог на использование названия “Россия” и образованных на его основе словосочетаний, а также ряд местных налогов и сборов, включая целевые сборы на содержание милиции, сбор с владельцев собак, сбор за парковку автотранспорта и некоторые другие. Кроме этого следует учесть, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ уже принято решение об отмене с 1 января 2004 г. сбора за уборку территорий населенных пунктов, взимаемого в 2003 году с юридических лиц в размере до 1,5 процента фонда оплаты труда.

5. Одной из важных задач, которая должна быть решена в ходе налоговой реформы, является реформирование платежей, связанных с использованием природных ресурсов. В этом направлении в 2003 году Государственной Думой предполагается принятие внесенных Правительством Российской Федерации глав Кодекса, регулирующих уплату водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Кроме этого необходимо законодательное закрепление платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду. В рамках проводимой работы по реформированию лесного хозяйства в течение 2003 года должны быть подготовлены проекты законодательных актов, касающиеся системы платежей за пользование лесными ресурсами, с учетом существующего мирового опыта применения таких платежей. В целях усиления стимулирующей роли платежей за выбросы загрязняющих веществ в природную среду в качестве инструмента по более бережному и рациональному использованию природных ресурсов, предполагается некоторое увеличение сумм, поступающих от таких платежей, что должно стать одним из источников компенсации потерь территориальных бюджетов в связи с отменой налога с продаж.

6. В течении весенней сессии Государственной Думой предполагается принятие внесенной Правительством Российской Федерации главы Кодекса, устанавливающей специальный налоговый режим для участников соглашений о разделе продукции (СРП). В этой главе нашли отражение особенности налогообложения при выполнении СРП в целях создания стабильных условий работы для инвесторов на весь период пользования месторождениями полезных ископаемых, а также должны быть безусловно соблюдены интересы государства при реализации указанных соглашений.

При этом для участников СРП должны быть соблюдены следующие принципиальные положения:

  • применение ставки налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,5 от действующей ставки (специфической или адвалорной) со стабилизацией этой ставки на весь период действия соглашений;
  • замена отнесения на возмещаемые затраты амортизационных отчислений на капитальные затраты с введением предельных показателей допустимых возмещаемых затрат - “cost-stop” для месторождений углеводородного сырья не более 75 процентов, а для месторождений углеводородного сырья на шельфе не более 90 процентов;
  • отнесение на возмещаемые затраты большей части расходов по главе 25 Кодекса (с отличиями по ликвидационному фонду, уплаченным процентам и управленческим расходам);
  • установление закрытого перечня уплачиваемых налогов с заменой всех других налогов разделом продукции;
  • осуществление компенсации инвестору уплаченных местных налогов за счет уменьшения доли прибыльной продукции государства, относящейся к субъекту Российской Федерации, с сохранением объемов прибыльной продукции, поступающей в федеральный бюджет;
  • обеспечение стабильности системы налогообложения для участников СРП путем фиксации законодательства о налогах и сборах на дату подписания соглашения.

При этом следует принять за правило, что разработка месторождений на условиях СРП может осуществляться только в тех случаях, когда оно не, нашло владельца по условиям аукциона. По тем месторождениям, по которым законодательные решения о разработке на условиях СРП уже приняты, должен быть установлен предельный срок заключения соглашения об их разработке на условиях СРП, имея в виду, что после этого срока перевод на СРП возможен если по результатам аукциона не будут найдены инвесторы для использования месторождений на общих условиях.

7. В качестве дополнительной меры для стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов предлагается предусмотреть возможность получения налогоплательщиками “инвестиционной премии” в виде отнесения на расходы сразу после ввода в действие (приобретения) и принятия к учету 25 процентов стоимости введенных в действие (приобретенных) основных средств со сроком полезного использования свыше 5 лет. Компенсацию связанных с реализацией этой меры дополнительных потерь федерального и территориальных бюджетов целесообразно произвести за счет некоторого увеличения фискальной нагрузки на сырьевой сектор экономики.

Кроме этого следует внести другие уточнения в главу 25 Кодекса “Налог на прибыль организаций”, направленные на решение отдельных вопросов, касающихся налогового учета, особенностей налогообложения при страховании, доверительном управлении имуществом, и некоторых других вопросов, связанных с применением этой главы Кодекса.

Требует также совершенствования действующий порядок налогообложения доходов физических лиц и организаций от операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.

8. В отношении налога на добычу полезных ископаемых предлагается уже в 2003 году принять решение о продлении на 2005 и последующие годы применения специфической ставки этого налога при добыче нефти.

9. В целях стимулирования строительства и приобретения жилья населением предлагается внесение изменений в главу 23 “Налог на доходы физических лиц” Кодекса, предусматривающих увеличение имущественного вычета с 600 тыс. рублей до 1 млн. рублей, с учетом фактически складывающихся цен на жилье в среднем по Российской Федерации.

10. В 2003 г. предполагается переработать главу Кодекса, которой регулируется специальный налоговый режим в виде единого налога на сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачиваемого от “чистого дохода”, которым заменяется ряд действующих налогов. Этот режим предполагается устанавливать на основе добровольности его применения, возможности использования смешанными хозяйствами, а также прямого действия на всей территории Российской Федерации. По сельскохозяйственным организациям, не перешедшим на специальный режим, предлагается постепенное поэтапное увеличение ставки налога на прибыль.

11. Необходимо принятие мер по дальнейшему улучшению налогового администрирования, в частности, объединение в рамках одного налогового органа администрирования крупнейших налогоплательщиков, перевод на регистрацию по принципу “одного окна” физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по мере создания условий введение обязательности представления налогоплательщиками в налоговый орган счетов-фактур в электронном виде.

12. Во второй половине 2003 года необходимо проанализировать эффективность применения введенного с 1 января текущего года нового порядка взимания акцизов на нефтепродукты, а также вновь введенных специальных режимов налогообложения для малого бизнеса, имея в виду их возможное совершенствование.

 

В течение 2004 года предполагается:

1. С учетом результатов эксперимента проводимого в гг. Великом Новгороде и Твери принять главу Кодекса, регулирующую взимание налога на недвижимость, имея в виду ее введение в действие (по мере создания необходимых условий) начиная с 2005 года. Этот налог должен вводится по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления взамен налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Объектами налогообложения по этому налогу станут земельные участки (включая их части), здания, строения и сооружения (включая подземные), жилые и нежилые помещения. Налоговая база по этому налогу должна быть в максимальной степени приближена к рыночной стоимости объектов недвижимости, для чего необходимо внедрить методики их массовой оценки.

2. В целях дальнейшего ослабления налогового бремени принять решение, обеспечивающее снижение эффективной ставки единого социального налога (ЕСН) примерно на 5 процентных пунктов.

Механизм такого снижения должен, с одной стороны, обеспечить реальное снижение ЕСН для работодателей в тех отраслях где оплата труда невысока и которые объективно не могут снизить уплачиваемую сумму налога за счет применения пониженных ставок ЕСН. С другой стороны необходимо усилить эффект действия регрессивной шкалы ЕСН в качестве способа для повышения заинтересованности налогоплательщиков в выводе из тени выплат своим работникам и легализации расходов на оплату труда. При этом нельзя не учитывать, что при выборе любого из возможных подходов при снижении эффективной ставки ЕСН должны быть обеспечены необходимыми денежными средствами социальные обязательства государства, финансируемые за счет поступлений от этого налога.

Выпадающие в связи с реализацией указанной меры средства в значительной части должны быть компенсированы за счет расширения налоговой базы в результате легализации работодателями заработной платы, а также за счет осуществления мер по реформированию системы социального и медицинского страхования.

 

В течение 2005 года предполагается осуществить следующие основные меры:

1. К 2005 году должны быть подготовлены предложения по реформированию существующей системы налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр и, прежде всего, нефти, имея в виду усиление рентной составляющей. В частности, с 2006 г. возможно введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, который позволил бы создать для нефтедобывающих организаций режим налогообложения, учитывающий повышенные затраты в первые годы эксплуатации нефтяных месторождений. Этот налог должен возникать при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу нефти,-прогрессивно возрастать по мере увеличения добычи и снижаться по мере ее уменьшения. Как альтернатива введению этого налога возможна дифференциация платежей за пользование недрами, учитывающая условия добычи полезных ископаемых.

2. В случае создания необходимых условий в 2005 году возможна постановка и решение вопроса об уменьшении налоговой ставки по НДС до 15-17 процентов. При этом, если будет позволять финансовая ситуация, такое снижение общей ставки может быть произведено при сохранении льготной 10-процентной ставки по продовольственным товарам первой необходимости, медикаментам и товарам детского ассортимента. Данная мера может быть реализована, начиная с 2006 года.

График подготовки нормативных актов по реализации в 2003 году налоговой реформы

Проект нормативного акта Ответственные исполнители Срок внесения в Правительство Срок внесения в Государственную Думу
Проект федерального закона о реформировании имущественного налогообложения и налоге на наследования и дарения Минфин России
Минэкономразвития России
МНС России
до 15 февраля до 1 апреля
Проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка применения НДС Минфин России
Минэкономразвития России
МНС России
до 1 мая до 1 июня
Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, связанных с разработкой проекта федерального бюджета на 2004 год (включая изменения в отношении уплаты акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, стимулирования инвестиционной активности, увеличения имущественного вычета) Минфин России
Минэкономразвития России
МНС России
до 15 февраля до I апреля
Проекты нормативных актов по платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду Минприроды России,
Минэкономразвития России,
Минфин России,
МНС России
до 1 марта до 1 апреля
Проект федерального закона о внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации по вопросам совершенствования налогового учета, особенностей налогообложения ценных бумаг, при страховании и доверительном использовании имущества Минфин России,
Минэкономразвития России,
ФКЦБ России,
МНС России
до 1 июля До 1 августа
Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, связанных с совершенствованием применения налога на добычу полезных ископаемых и иных платежей, связанных с использованием ресурсов недр Минфин России,
Минэкономразвития России,
Минэнерго России,
МНС России
до 1 апреля До 1 мая
Проект федерального закона об изменении главы Налогового кодекса Российской Федерации о едином налоге на сельскохозяйственных товаропроизводителей Минфин России,
Минэкономразвития России,
Минсельхоз России,
МНС России
до 1 апреля до 1 мая

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.