О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- О Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Название
О Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Дата выпуска материала
17.06.02
Автор
Материал подготовлен Аналитическим управлением Аппарата ГД, проф. Комаровым С.А.

 

Текст

О Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности"

8 августа нынешнего года Президент Российской Федерации утвердил Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», № 128-ФЗ. Закон внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в апреле 2001 года, а уже 13 июля Дума приняла его в третьем чтении. По заявлению Минэкономразвития закон «О лицензировании…» - один из законодательных актов, призванных «дерегулировать» экономику. Теперь лицензироваться должна лишь деятельность, которую невозможно регулировать другими инструментами.

Законодатели исходили из того, что лицензирование не является квотированием     доступа к ограниченным ресурсам, не является особым государственным      контролем над деятельностью предприятий, не является подменой проверки квалификации работников предприятий и подменой сертификации продуктов и будет применяться исключительно к тем видам деятельности, которые должны быть занесены в реестр как представляющие особую опасность для жизни, здоровья граждан, национальной безопасности государства. 

Что такое лицензирование? 

Лицензирование – это определенные гарантии, даваемые государством, что предприниматель при организации своей деятельности прошел проверку необходимых условий того, что эта деятельность не нанесет ущерба потребителям и обществу в целом. Конечно, необходимые условия не всегда являются достаточными, а поэтому в процессе  деятельности  ущерб все равно может быть нанесен. Но тогда вслед за выявлением этого ущерба, лицензия может быть отозвана и деятельность прекращена.

В процессе лицензирования встречаются интересы предпринимателя, который старается максимизировать свои доходы, потребителя, который старается минимизировать свои затраты и получить необходимое качество товаров или услуг. Но это по закону, а  на практике в этот процесс вклиниваются интересы недобросовестного чиновника, который стремится извлечь выгоду из самого права выдавать или не выдавать лицензию. Принятый закон призван урезать права недобросовестного чиновника, расширить права предпринимателя  и тем самым либерализовать экономику. 

Закон действительно весьма либерален и четко регламентирует все виды деятельности, на лицензировании которых недобросовестный чиновник сможет утолять свои коррупционные аппетиты. Теперь у нас будет почти как в Японии. В Японии подлежат лицензированию 120 наименований видов деятельности (как заявил при обсуждении в Думе Герман Греф) и в  России тоже будет так. Российским законодателям, было в два раза проще по сравнению с японскими, которым пришлось формировать свой лицензионный список из массива в 5 тысяч наименований. Заметим, что Японцы со столь обширным списком жили добрых полстолетия и даже преуспели в своем экономическом и научно-техническом развитии.   Россияне сформировали свой новый список из массива 415 видов деятельности лицензируемых, в соответствии с федеральными законами, и 2000  видов, с учетом лицензируемых  в регионах и муниципальных образованиях. Так что новый закон приблизил нас к мировому сообществу, которое движется по пути сокращения видов  деятельности, подлежащих лицензированию. Пусть нам еще и далеко до Нидерландов, где по данным Всемирного банка, за последние годы осталось всего 8 лицензируемых видов деятельности, но процесс пошел.

Зато остальные предприниматели по замыслу инициаторов закона вздохнут спокойно и смогут развивать свою деятельность без ограничений.  Действительно ли это произойдет – покажет практика.

Сокращение списка и являлось одной из целей создания нового закона. Но может ли абстрактная идея сокращения числа лицензируемых видов деятельности являться целью законотворчества? Представляется, что важно не количество, а качество. Качество же проявляется в уровне эффективности экономики, безопасности государства и ее граждан, социальной стабильности в обществе.

Короткие списки лицензируемых видов деятельности в промышленно развитых странах – результат долговременного развития культуры рыночных отношений и многогранных форм саморегулирования, основанных на действенных общественных институтах. В России ничего этого нет.

Как формировался этот список из 120 видов? Например, из перечня лицензируемых видов деятельности было исключено арбитражное управление. Обнаружив это упущение только к третьему чтению, сам инициатор закона Герман Греф безуспешно пытался уговорить депутатов вернуть арбитражное управление в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Напомним, что арбитражное управление – ключевой элемент в процедуре банкротства, которое задумывалось как процесс финансового оздоровления предприятия, а стало одним из действенных элементов хищнического передела собственности. Достаточно вспомнить как «великолепно» арбитражный управляющий провел внешнее управление во Владивостоке. Там продали целую флотилию новому собственнику, а вырученных за флотилию денег не хватило, чтобы расплатиться с кредиторами первой очереди, то есть с инвалидами, не говоря уже о долгах по зарплате (вторая очередь), заложенном имуществе (третья очередь), перед бюджетом (четвертая очередь) и  т.д.

Лицензирование деятельности арбитражных управляющих позволяло Федеральной службе финансового оздоровления хоть как контролировать их деятельность. То есть государство имело, но рычаг влияния на передел собственности, пусть и не очень эффективный.

За скобками остается вопрос о том, во всех ли случаях имеется механизм осуществления контроля со стороны государства за видами деятельности, выведенными из списка, среди которых есть и опасные производства. Полная бесконтрольность за деятельностью таких производств чревата снижением безопасности как общества в целом, так и отдельных его членов. 

Но законодатели не только исключали из списка виды деятельности, но кое-что и добавляли. Так, добавлены права лицензирования ряда видов деятельности, относящихся к полномочиям ФАПСИ. Они относятся к новым для России сферам информационных технологий  - электронная подпись, электронный документооборот, криптография. 

Что думают о новом законе законодатели? 

Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф квалифицировал закон как реализацию Правительством новой концепции подхода к регулированию рынка. А депутат Государственной Думы В. Г. Драганов даже назвал его эпохальным, указав  на обилие в перечне лицензируемых товаров и услуг как на причину гигантских масштабов коррупции, мздоимства, несправедливости и незаконной конкуренции. «Грязные деньги, которые сегодня находятся  отчасти в руках тех, кто уполномочен выдавать тысячи лицензий, на самом деле диктуют экономике грязную теневую среду», – заявил он при обсуждении закона.

            Депутат Государственной Думы А. Г.Пузановский, напротив, считает, что «не  лицензирование виновно в трудностях развития рыночной экономики России. И менее всего виновно лицензирование в  коррупции и бандитизме», А статья 17, где устанавливается новый перечень видов деятельности, "во многом написана не исходя из рациональных обобщений, а скорее всего по настроению, и обобщает частный опыт». При этом он, одобряя в целом идею сокращения списка, считает, что не надо «руководствоваться какими-то количественными критериями: 500 дней, 104   позиции, 30 позиций. Это математическая кабалистика, от нее нужно уйти. Нужно посмотреть, что можно сократить, а что нужно оставить, что улучшит рыночные отношения. В конечном итоге только при сочетании государственного  регулирования и рыночной конкуренции, развития рыночных институтов мы получим оптимальную схему».

А депутат Государственной Думы Севенард К.Ю. считает, что сокращение списка деятельности, подлежащей лицензированию может повлечь за собой негативные последствия с точки зрения обеспечения безопасности: «Лицензирование раньше жестко увязывалось с квалификацией главного инженера, с квалификацией директора. Это ушло. И сегодня засилие   непрофессионалов в профессиональных областях сказывается прежде     всего на травматизме и гибели людей на производстве. Поэтому никак не могу  согласиться с доводами Германа Оскаровича. Призываю вас не принимать данные поправки к закону "О лицензировании..." (в Думу были внесены сначала поправки к действующему закону "О лицензировании...", но затем депутаты сочли, что это принципиально новый закон) они приведут к гибели людей».   

На что направлен закон?  

Закон, как утверждает Правительство, направлен на введение единых правовых норм в сфере лицензирования, которые отсутствовали в действовавшем законодательстве. Так, Ст.19 старого закона позволяла применять различные процедуры лицензирования, установленные в соответствии с другими законами. При этом, например, законы "Об оценочной деятельности..." и "Об оружии" такое право предоставляли лицензирующим органам. По закону "О лицензировании..." плата за лицензию определялась Правительством, по закону "О частной детективной и охранной деятельности..." это право принадлежало Минфину, по закону "Об образовании" Министерству образования принадлежало право устанавливать специальный режим лицензирования образовательной деятельности.

Для сравнения с ныне действующей системой Г.О.Греф при обсуждении закона  привел в пример процедуры получения лицензии на производство хлеба и риэлторскую деятельность.

Для того чтобы получить лицензию на открытие малой хлебопекарни, нужно посетить 8 инстанций, оформить более 20 документов, и затраты составляют в среднем 15 тысяч рублей и около 270 человеко-часов.

Чтобы получить лицензию на риэлтерскую деятельность, допустим в Санкт-Петербурге, необходимо заплатить три МРОТ (минимальный размер оплаты труда) за аттестацию, 13 МРОТ за рассмотрение и выдачу лицензии лицензионной палате и 70 МРОТ за получение сертификата соответствия в подтверждение профессиональных знаний.

Правительство утверждает, что закон устанавливает единый, общий для всех лицензируемых видов деятельности порядок лицензирования, не делегируя это право на ведомственный или субфедеральный уровень. Однако член Совета Федерации Маркелов К. А. считает, что «остались нерешенными и не нашли своего отражения следующие задачи. Вневедомственность лицензирования. Лицензирование по-прежнему разбросано  по разным ведомствам, а значит, лицензиат, осуществляющий или планирующий осуществлять несколько лицензируемых видов деятельности, по-прежнему вынужден будет обращаться в различные органы, которые всё так же будут руководствоваться ведомственными нормативными актами. Ни о каком едином порядке лицензирования, а тем более о прозрачности процесса лицензирования при этом говорить не приходится…

Второе - это принцип "одного окна". В новой редакции закона на соискателя      лицензии вновь возложена обязанность по сбору необходимых справок, заключений, разрешений от различных инстанций, количество которых  практически не уменьшилось. И вновь законопроект туманно говорит о том, что необходимость получения данных справок, заключений, разрешений устанавливается нормативными актами, проистекающими из федеральных  законов. При этом необходимо помнить, что все эти справки, разрешения,  заключения выдаются уполномоченными органами и отнюдь не на бесплатной  основе - оплата достигает порой десятков тысяч рублей. Многие      уполномоченные органы давно обросли коммерческими структурами, через которые проводят экспертизы, обследования на платной основе».

Депутат Государственной Думы Н.В.Арефьев также считает, что «было бы, конечно, рационально, если бы соискатель лицензии обращался только в лицензионный орган.

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.