О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- О новых изменениях в УПК Российской Федерации

Название
О новых изменениях в УПК Российской Федерации
Дата выпуска материала
18.06.02
Автор
Материал подготовлен Аналитическим управлением Аппарата ГД, проф. Комаровым С.А.

 

Текст

О новых изменениях в УПК Российской Федерации

В  апреле Государственная Дума  приняла в третьем  чтении  два очень важных законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Эти законы затрагивают интересы многих  государственных  структур  и могут коснуться каждого из нас. 

Немного об истории нового УПК РФ 

У   нового  Уголовно-процессуального кодекса непростая судьба.  Он  с 1 июля 2002 года приходит  на смену УПК РСФСР от 27  октября 1960 года, который несмотря на более чем 500 изменений, серьезно отставал от реально сложившейся в Российской Федерации социально-экономической системы, усложнившейся криминогенной ситуации, демократических требований  российской Конституции 1993 года. 

Разработанная в начале 90-х годов концепция правовой реформы предусматривала лишь частичное реформирование системы уголовного судопроизводства. Она не учитывала реальные возможности судов и  их готовности к процессуальным преобразованиям. 

Важный импульс подготовке серьезных изменений в уголовно-процессуальном законодательстве России дали рекомендации Совета Европы. Как известно, среди условий-рекомендаций вступления Российской Федерации в Совет Европы (СЕ) важнейшее место занимает требование привести российское законодательство в соответствие с европейскими нормами, сформулированными в первую очередь в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), а также в решениях Европейского Суда по правам человека. Упомянутые условия зафиксированы в Заключении Парламентской Ассамблеи по заявке России на вступление в СЕ. И хотя согласно уставу СЕ это Заключение не имеет обязательной силы для России, являясь приложением к Резолюции Комитета Министров СЕ,  российские власти обязались выполнять эти условия. 

В 1997 году по заказу СЕ группой российских ученых-юристов подготовлен обзор "Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и законодательство и правоприменительная практика Российской Федерации". Важнейшее место в нем занимают замечания, касающиеся норм уголовного процесса. 

В 1997 году  был подготовлен проект нового  УПК, внесенный в Госдуму депутатами  - членами  Комитета ГД по законодательству     и судебно-правовой реформе. Он был  принят ГД в первом чтении   6 июня 1997 г., а  30 июня направлен на заключение в Правительство  РФ. К сожалению, принятый Государственной Думой в первом чтении проект УПК и особенно предложенные депутатами несколько тысяч поправок  отражали  тенденцию к сохранению недемократических начал в процессе. В этой ситуации Президент Российской Федерации обратился через МИД России к СЕ с просьбой провести экспертизу проекта, сделав акцент на обеспечении защиты прав человека. Ее проведение потребовало времени (в первую очередь из-за объема и сложности текста), но в 1999 году она была завершена и Президент РФ через своих представителей проинформировал Государственную Думу о дополнительных предложениях, направленных на улучшение законопроекта.

Однако работа над проектом УПК в Государственной Думе практически остановилась почти на целый год. Из-за череды выборов и послевыборного  становления новых структур парламента реально работа по подготовке второго чтения  проекта УПК возобновилась только летом 2000 г и продолжалась целый год.  20  июня 2001 законопроект был принят  Государственной Думой во втором чтении.  Однако, на следующей сессии - осенью ,22 ноября 2001 г.  из-за острых дискуссий  УПК РФ  вновь возвращен Государственной Думой к процедуре второго чтения, но затем все-таки  компромисс был найден и  в тот же  день УПК  был  принят  сразу во втором и   третьем чтениях. 5 декабря 2001 г.   проект нового УПК РФ одобрен Советом Федерации   и 18 декабря 2001 года подписан Президентом РФ.

Его вступление в силу предусматривается с 1 июля 2002 года. 

В еще не действующий закон  необходимо внести поправки 

Но  борьба  вокруг  отдельных  положений только что принятого УПК не закончилась. Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что часть  вторая статьи  29  Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации  и другие связанные с ней нормы, касающиеся передачи судам ряда полномочий по уголовным делам в ходе досудебного производства, вводятся в действие с 1 января 2004 г. 

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 марта 2002 г. № 6-П по делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, в связи с жалобами граждан Малеикина С.С., Мартынова Р.Н,, Пустовалова С.В. признал, что все положения УПК РСФСР, сохраненные в УПК РФ до 1 января 2004 года и  допускающие возможность применения в качестве меры пресечения заключения под стражу без судебного решения, не соответствуют Конституции Российской Федерации. Суд поручил Федеральному Собранию Российской Федерации обеспечить введение в действие с 1 июля 2002 г. норм УПК Российской Федерации, предусматривающих судебный порядок применения ареста, а также задержания подозреваемого на срок более 48 часов. 

В соответствии с этим решением Конституционного Суда  Российской Федерации и появились  законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

В ходе работы межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК Российской Федерации в нем были выявлены отдельные неточности, устранить которые  также призваны   новые законопроекты. 

Что означают новые изменения в УПК? 

Основные положения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» сводятся к следующему. 

Первое. Внесением дополнения в пункт 31 статьи 5 уточняется понятие "прокурор". В частности, под данное понятие подпадают только те участвующие в уголовном судопроизводстве заместители и помощники прокуроров, которые наделяются соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Дополнение, вносимое в пункт 47 указанной статьи, расширяет понятие "сторона обвинения". К перечисленным в статье участникам уголовного судопроизводства добавляется начальник следственного отдела. Тем самым рассматриваемое понятие приводится в соответствие с главой 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. 

Второе. Более четко излагается часть вторая статьи 30, и части вторая и третья статьи 31, регулирующие состав суда первой инстанции и подсудность уголовных дел. 

Третье.  В перечень органов дознания, определяемый статьей 40, включаются  органы государственной противопожарной службы, которые на основании  Указа  президента от 9 ноября 2001 г. № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" были переданы из системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, устраняется возникший в связи с изданием данного Указа пробел в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. 

Четвертое. Конкретизируются нормы Уголовно-процессуального   кодекса, связанные с обеспечением прав защитника, гражданского ответчика. Так, уточняется положение о допуске защитника к участию в уголовном деле с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица (пункт 2 части второй статьи 49). 

Изменяется редакция последнего предложения части первой статьи 52 о заявлении отказа от защитника в письменном виде. Если отказ от защитника заявляется во время производства следственного действия, то об этом должна делаться отметка в протоколе данного следственного действия. Что касается гражданского ответчика, то такая мера процессуального принуждения как привод в случае уклонения гражданского ответчика от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд исключается (пункт 1 части третьей статьи 54). 

Пятое. Поправки в статьи 63 и 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации взаимосвязаны и их внесение обусловлено недостатком финансирования деятельности судов общей юрисдикции, образовавшимся в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 марта 2002 года. Предлагается исключить норму (часть вторую статьи 63) о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении уголовного дела, если он принимал решение в ходе досудебного производства. Вносится дополнение в статью 108, предусматривающее, что не допускается возложение полномочий, связанных с применением меры пресечения в виде заключения под стражу, на одного и того же судью на постоянной основе и что эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел. 

Шестое. В целях обеспечения прав подозреваемого, обвиняемого, а также лица, несущего по закону материальную ответственность за их действия, вносится дополнение в часть 8 статьи 115, предусматривающую порядок составления протокола при наложении ареста на имущество. Указанное дополнение заключается в том, что копия протокола должна быть вручена лицу, на имущество которого наложен арест. 

Седьмое. Изменением в часть третью статьи 227 уточняются права сторон при рассмотрении судьей по поступившему в суд уголовному делу в части дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела. 

Восьмое. Вносимые в статью 345 дополнения и изменения уточняют порядок провозглашения вердикта в суде с участием присяжных заседателей, а в статью 379 - основания отмены или изменения судебных решений, вынесенных  с их участием. 

Девятое. Поправка в пункт 10 части первой статьи 448 устраняет редакционную неточность в части порядка возбуждения уголовного дела в отношении прокурора, следователя и адвоката.

*     *     *

В законопроекте «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»  также  есть ряд  крайне важных для  нормальной организации  работы судов  уточнений.

          Этот Федеральный закон  предусматривает введение в действие с 1 июля 2002 года пунктов 1-3 части второй статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, содержащих положения:

о передаче судам таких полномочий как избрание меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста;

продление срока содержания под стражей, а также помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический   стационар для производства соответственной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.

В целях обеспечения прав обвиняемых, а также с учетом проведения дополнительных расчетов, связанных с финансовым обеспечением применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, корректируются и другие нормы Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Они касаются сроков введения   в действие отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 3 статьи 1 законопроекта предлагается отсрочить до 1 января 2004 года введение в действие нормы, предусматривающей коллегиальное, в составе трех профессиональных судей, рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях по ходатайству подсудимого, заявленному до начала судебного заседания. До этой даты предлагается продлить возможность судебного рассмотрения дел коллегией в составе судьи и двух народных заседателей.

 Часть четвертая статьи 1 законопроекта предлагает ввести в действие не с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2002 года часть вторую статьи 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающую обязательное участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения. В противном случае может возникнуть ситуация, когда в период с 1 июля 2002 года по 1 января 2004 года некому будет осуществлять функции государственного обвинения в судебном разбирательстве названных выше уголовных дел.

*     *     *

   Новый  УПК РФ - это  серьезный шаг вперед в демократической организации судопроизводства в России.  Внесенные в апреле новые поправки в УПК закрепляют  эту благотворную тенденцию.

 

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.