О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- Реформа электроэнергетики - стратегия , тактика, результат

Название
Реформа электроэнергетики - стратегия , тактика, результат
Текст

Аналитическая записка  

Реформа электроэнергетики: стратегия, тактика, результат

В Государственную Думу внесены проекты федеральных законов "Об электроэнергетике", подготовленные Правительством Российской Федерации и группой депутатов. При схожести целей, обусловленных пониманием необходимости перемен в отрасли, стратегические направления и тактика реформирования в представленных законопроектах достаточно существенно различаются. Учитывая, что в обоих проектах предлагаются весьма кардинальные подходы к законодательному решению проблем существующих в отрасли, то очевидно, что если не удастся между ними найти оптимальный компромисс, то и результат реформирования может оказаться не тот, который ожидается. 

Целью принятия обоих законопроектов является формирование правовых основ экономических и производственных отношений в электроэнергетике, как между субъектами одного уровня, так и между Центром и регионами. Основная проблема заключается в том, что действующее законодательство к настоящему моменту не обеспечило, по мнению авторов законопроектов, формирования системной и эффективной правовой базы однозначно регламентирующей все стороны правоотношений в электроэнергетическом  комплексе. И именно это не позволяет обеспечить системное понимание сущности отношений в энергетическом секторе, а отсутствие унифицированного понятийного аппарата позволяет произвольно применять существующие нормы действующих федеральных законов во взаимоотношениях как внутри отрасли так и между отраслью и остальными секторами экономики.

Основными предметами правового урегулирования существующих проблем являются вопросы ценообразования на услуги объектов ценообразования, лицензирования отдельных видов деятельности, особенности процесса банкротства, особенности обращения акций организаций электроэнергетики. Существующие законодательные акты зачастую рассогласовывают ключевые элементы системы хозяйственных отношений, что крайне отрицательно сказывается на всей системе управления технологической инфрастуктуры отрасли и соответственно на эффективности ее функционирования. Учитывая, что отрасль электроэнергетики является одной из важнейших основ для всей экономики в целом, роль разработки комплексного и полномасштабного федерального закона, взаимоувязывающего все факторы и интересы субъектов электроэнергетического комплекса трудно переоценить.

В силу того, что правительственный вариант внесен раньше анализ варианта предлагаемого депутатами, сделан на основе правительственного. 

Основные принципиальные разногласия в законопроектах возникли по следующим статьям.

Статья 7. Понятие и правовой статус единой национальной электрической сети. В варианте, внесенном депутатами Государственной Думы, предлагается из правительственного варианта исключить пункт 4: "Ограничения прав, налагаемые в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (об ограничении права заключения договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии и об использовании объектов без согласования с организацией по управлению единой электрической сетью) распространяются на собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, принятых в эксплуатацию до даты вступления в силу настоящего Федерального закона".

Статья 8. Организация по управлению единой национальной электрической сетью. В правительственном варианте предлагается сделать организацию по управлению единой национальной электрической сетью открытым акционерным обществом, при этом не оговаривается ни срок закрепления акций в государственной собственности, ни долю акций подлежащих к отчуждению. В редакции законопроекта внесенного депутатами предлагается закрепить 100 % акций в государственной собственности на срок не менее трех лет, после чего 49 % акций можно продавать в порядке определяемом Правительством РФ. В этой же статье в правительственном варианте законопроекта организации по управлению единой национальной электрической сетью запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии на внутреннем рынке Российской Федерации, а в законопроекте внесенном депутатами предполагается полный запрет на куплю-продажу (за исключением покупки электроэнергии для компенсации технологически обоснованных потерь в сетях).

Статья 9. Услуги по передаче электрической энергии по единой национальной электрической сети. В варианте законопроекта предложенном депутатами предлагается исключить из правительственного законопроекта абзац о том. что "В состав платы за указанные услуги могут также включаться средства на оплату услуг системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в том числе средства на уплату страховой премии и страховых взносов в связи с осуществлением страхования риска ответственности системного оператора за причинение вреда субъектам электроэнергетики".  

Статья 12. Субъекты оперативно-диспетчерского управления. В правительственном варианте законопроекта в качестве "иных субъектов оперативно-диспетчерского управления" предлагается считать юридических и физических лиц, а в законопроекте депутатов физических лиц предлагается исключить.

Статья 17. Контроль за системой оперативно-диспетчерского управления. В законопроекте внесенном депутатами предлагается исключить из данной статьи правительственного законопроекта пункт 3 о том, что за действия, повлекшие неблагоприятные последствия, возмещать реальный ущерб, если в суде будет доказано, что действия совершены умышленно или по грубой неосторожности.

Статья 23. Органы государственного регулирования цен (тарифов). В проекте внесенном депутатами предлагается из правительственного варианта исключить абзац о том, "Государственное регулирование цен (тарифов) в пределах полномочий, отнесенных настоящим федеральным законом к компетенции федеральных органов исполнительной власти, осуществляют федеральные органы по регулированию естественных монополий".

Статья 31. Торговая система оптового рынка и порядок взаимоотношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке. В депутатском варианте законопроекта предлагается исключить из правительственного законопроекта абзац о том, что "Обязательные для участников оптового рынка перечень и система указанных договоров определяются основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка".

Статья 43. Особенности осуществления внешнеторговой деятельности в сфере оборота электрической энергии. В данной статье в законопроекте внесенном депутатами предлагается добавить новый абзац: "Не допускается экспорт электрической энергии (мощности) при наличии ее дефицита на внутреннем рынке и возможности поставки электроэнергии в дефицитный район". 

Учитывая, что в пояснительных записках и финансово-экономических обоснованиях обоих вариантов не вполне представлены количественные параметры возможных результатов от принятия предлагаемых законопроектов, основные выводы можно сделать только после более полных расчетов, обосновывающих вносимые изменения в существующее правовое поле, которым в настоящее время регламентируются отношения в данной отрасли. 

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.