О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- Изменение в законодательстве о налогообложении малого бизнеса

Название
Изменение в законодательстве о налогообложении малого бизнеса
Дата выпуска материала
11.06.02
Автор
Материал подготовлен Аналитическим управлением Аппарата ГД, проф. Комаровым С.А.

 

Текст

 ИЗМЕНЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

 Правовой статус малого бизнеса

 В Гражданском кодексе нет специального правового института, выделяющего малое предприятие в особую категорию. Малое предприятие невозможно зарегистрировать как какую-либо организационно-правовую форму. Для того чтобы быть малым предприятием, необходимо постоянно соответствовать определенным критериям. И если это соответствие будет нарушено в течение даже незначительного периода, предприятие автоматически лишается статуса малого.

 Критерии выделения малого бизнеса  даны  в нормативных актах, регулирующих налогообложение предприятий в целом, а также в специальных нормативных актах, посвященных малым предприятиям. К ним относятся:

Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г.).

Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (с изменениями от 31 декабря 2001 г.).

 В этих законах законодатель разделил всех субъектов малого предпринимательства  на две категории.

Первая категория малых предприятий ведет обычный бухгалтерский учет и пользуется при этом некоторыми налоговыми льготами.

Вторая категория ведет упрощенный бухгалтерский учет и применяет ставку единого налога.

 Малые предприятия, ведущие налогообложение, учет и отчетность по обычной системе, должны соответствовать следующим параметрам:

доля участия в уставном капитале Российской Федерации, субъектов Российской Федерации - не более 25 процентов; общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов - не более 25 процентов; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, - не более 25 процентов;

средняя численность работников за отчетный период не должна превышать: в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в оптовой торговле и остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

 Субъектами малого предпринимательства признаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Малые предприятия с упрощенной системой налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности имеют совсем другие параметры:

 это организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также в филиалах и подразделениях организаций) до 15 человек, независимо от вида осуществляемой ими деятельности;

 они не должны являться одним из следующих предприятий: производителем подакцизной продукции; организацией, созданной на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий; кредитной организацией; страховщиками; инвестиционными фондами; профессиональными участниками рынка ценных бумаг; предприятиями игорного и развлекательного бизнеса; хозяйствующими субъектами других категорий, для которых Министерством финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности;

 совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не должен превышать суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности;

 организация не должна иметь просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

 организация должна своевременно сдать необходимые расчеты по налогам и бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный период.

 Как видим, для малых предприятий с упрощенной системой основными параметрами являются численность работающих и размер предшествующей выручки. Так как ликвидация просроченной задолженности и выполнение своих обязательств по предоставлению отчетности могут быть обеспечены в разумные сроки, такие требования к предприятиям с упрощенной системой вполне оправданы.

Предлагаемые Правительством РФ изменения касаются предприятий, использующих  упрощенную систему налогообложения.

 Упрощенная система налогообложения

 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности представляет следующую структуру: предприятие платит единый налог вместо всех тех, которые установлены для остальных предприятий.  Другими словами, малому предприятию не требуется платить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество и еще несколько десятков налогов - все эти платежи соединены в единый налог.

 Для организаций, применяющих УСН, сохраняется  необходимость уплаты отдельно от  налога:

таможенных платежей,

государственных пошлин,

налога на приобретение автотранспортных средств,

лицензионных сборов,

единого социального налога.

Для индивидуальных предпринимателей УСН предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.  

Введение единого налога явилось значительным продвижением, так как резко сокращаются трудовые затраты на расчет налогов, снижается вероятность технической ошибки, упрощается расчет налогов.

 Объектом обложения единым налогом может быть совокупный доход или валовая выручка.

Закон говорит, что предприятие должно облагать налогом один и только один объект, но какой - это устанавливают местные органы власти. Вероятнее всего, такое решение будет приниматься исходя из рекомендаций местных налоговых органов, которые смогут правильно спрогнозировать наилучший для бюджета результат. Поэтому предприятию остается лишь узнать, какой выбор был сделан.

 Валовая выручка - это сумма трех элементов: выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Предприятия не увеличивают свою цену на сумму налога на добавленную стоимость, так как они его не платят. Таким образом, чистая цена реализованной продукции и цена, проставляемая в расчетных документах, совпадают. Это влечет за собой, естественно, уменьшение цены продаваемой продукции, а значит, увеличение конкурентоспособности предприятия.

 Совокупный доход представляет из себя разницу между валовой выручкой и затратами. Понятие затрат включает в себя совокупность следующих элементов: стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационные расходы, расходы на текущий ремонт, затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, на аренду транспортных средств, расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс три процента), стоимость оказанных услуг, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, налог на приобретение автотранспортных средств, единый социальный налог, уплаченные таможенные платежи, государственные пошлины, лицензионные сборы.

 В отличие от известных затрат, относимых на себестоимость продукции при исчислении налога на прибыль, этот перечень является закрытым: ничто не может быть сюда добавлено иначе как изменением самого закона.

 В законопроекте "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства российской Федерации о налогах и сборах", внесенном Правительством Российской Федерации, предлагается изменить некоторые моменты налогообложения малого бизнеса.

 Кто вправе перейти на упрощенную систему?

 Сегодня действие упрощенной системы налогообложения распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в филиалах и подразделениях) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности, а также в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы 100 000 минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

 Предполагаемые изменения коснуться как численности работников (20 человек), так и дохода. За 9 месяцев того года, в котором подано заявление, доход от реализации или предпринимательской деятельности не должен превышать 7 500 000 рублей  (без учета НДС и налога с продаж). Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства. 

 Под действие УСН  в настоящее время не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного к развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

 Этот перечень собираются расширить. Помимо перечисленных сюда будут включены негосударственные пенсионные фонды, частные нотариусы, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

 Порядок перехода на УСН.

 В настоящее время, для того чтобы перейти на УСН может подать заявление в любом квартале.

По предполагаемым изменениям  такое  заявление можно подать только  в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщики желают перейти на упрощенную систему.

 Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные  индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, как и сегодня, будут вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае, организации и индивидуальные предприниматели будут вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации индивидуального предпринимателя. Если их доход составит 10 000 000 рублей, то со следующего года они будут считаться перешедшими на общий режим налогообложения.

 Объект налогообложения.

 Как уже говорилось, сегодня объектом обложения единым налогом организаций в УСН устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период, или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.

 В отличие от действующего, за объект налогообложения  будет приниматься  весь доход или доход, уменьшенный на величину расходов. Причем право выбора объекта будет за самим налогоплательщиком. Налогоплательщик вправе будет отнести к расходам:

расходы на приобретение основных средств;

расходы на приобретение нематериальных активов;

расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество; 

материальные расходы; 

расходы на оплату труда;

расходы на обязательное  страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

суммы  налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам);

сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

 Налоговая ставка.

 Для совокупного дохода УСН устанавливает  в настоящее время налоговую ставку, подлежащую зачислению:

в федеральный бюджет - 10 % совокупного дохода;

в бюджет субъекта РФ и местный бюджет - не более 20 % совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога:

в федеральный бюджет - 3,33 % суммы валовой выручки;

в бюджет субъекта РФ и местный бюджет - не более 6,67 % валовой выручки.

Конкретные ставки единого налога устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ.

 Например, в г. Москве ставка зависит от деятельности данного налогоплательщика и от процента совокупного дохода в валовой выручке. Если доля совокупного дохода в валовой выручке не превысила 40%, а направление деятельности является приоритетным, то ставка составляет 3,37% от валовой выручки. Если деятельность не названа в законе в качестве приоритетной, то ставка - 6,67%. В случае, когда доля совокупного дохода в валовой выручке превышает 40%, то облагается совокупный доход. Ставка составляет 16% для юридических лиц, доля совокупного дохода в валовой выручке которых - от 40 процентов до 45 процентов включительно. Ставка 18 % для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 45 процентов до 50 процентов включительно. Ставка  20 % для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50 процентов.

Изменения направлены в сторону уменьшения ставки. Если объектом будет доход, то ставка составит 8 %, если доход, уменьшенный на величину расходов, то – 20 %.

Отмена патента

 В настоящее время официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства УСН, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Форма патента устанавливается МНС РФ и является единой на всей территории РФ. Годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности.

 Например, в г. Москве юридические лица получают патент бесплатно, а индивидуальные предприниматели - при предъявлении квитанции об уплате в бюджет г. Москвы одной четвертой части годовой стоимости патента.

 Годовая стоимость патента для индивидуального предпринимателя составляет:

в первый год работы в качестве субъекта упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности 12 минимальных размеров оплаты труда (заявление о выдаче патента на второй и последующие годы должно быть представлено на позднее чем за 15 дней до завершения календарного года);

во второй год - 24 минимальных размеров оплаты труда;

в третий и последующие годы - 48 минимальных размеров оплаты труда.

Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта РФ. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации. Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.

 Патент выдается налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее, чем за 1 месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:

если общее число работников, занятых ом в организации, не превышает предельной численности, установленной законодательством;

если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на УСН или мотивированный отказ от этого выносится налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи заявления.

При получении патента в налоговом органе организация или индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указываются: наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.

На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.

 В соответствие с предлагаемыми изменениями в Налоговый кодекс выдача патента не предусматривается. Плата за патент заменяется ежеквартальными авансовыми платежами.

 Введение  налоговых деклараций

 По действующему законодательству, по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.

При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).

 Изменения в Налоговый кодекс предусматривают подачу в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 20 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

 Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют в налоговые органы соответствующие налоговые декларации по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. По истечении отчетного периода индивидуальные предприниматели  представляют налоговые декларации не позднее 20 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Таковы основные изменения, предусматриваемые в проекте  Правительства по налогообложению малого бизнеса.

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.