О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- Правовые проблемы присоединения России к ВТО

Название
Правовые проблемы присоединения России к ВТО
Дата выпуска материала
05.09.02
Автор
Материал подготовлен Аналитическим управлением аппарата ГД, проф. Комаровым С.А.

 

Текст

Современное состояние правовой базы по защите  экономических интересов России в  международной торговле 

           Либерализация или протекционизм - извечный вопрос внешнеторговой    политики любого государства, был, практически однозначно, решен с  принятием 15 ноября 1991 года указа Президента РСФСР № 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории  РСФСР". Этим указом официально было положено начало формированию в России системы государственного регулирования внешнеторговой     деятельности, заложены основы реформирования данной области хозяйственных отношений, предоставлена практически для всех предприятий возможность беспрепятственного осуществления внешнеторговых операций и установлены общие рамки государственного  вмешательства во внешнюю торговлю. В результате, по существу, были  изменены сами принципы работы этой сферы деятельности государства.

          В развитие названного указа были приняты постановления Правительства     РФ от 15 января 1992 года № 32 "О таможенных пошлинах на импортные товары", от 14 июня 1992 года № 396 "О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд" от 14 марта 1993 года  № 218 "Об особенностях поставок на экспорт нефти, газового конденсата и продуктов их переработки" и т.д. Являясь частью  общего пакета взаимосвязанных норм, регулирующих переход к рыночной  экономике, эти нормативные правовые акты определили основные направления и конкретные меры по либерализации внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и открытию российской экономики     для мирового рынка.

           С одной стороны, проведение мероприятий по ликвидации монополии  внешней торговли (системы сосредоточения всех внешнеторговых    операций в руках государства) в России способствовали обеспечению  выхода отдельных субъектов предпринимательской деятельности на международный рынок, усилению заинтересованности предприятий в выпуске продукции высокого качества, то есть созданию условий для повышения конкурентоспособности национальных производителей и  эффективной интеграции экономики России в международное разделение    труда.

           С другой стороны, проявились и такие негативные элементы ускоренной открытости внешнему миру, как массированный рост импорта, поставки  товаров по заниженным ценам и т.д. Это происходило на фоне того, что   многие отрасли российской экономики изначально являлись и являются  неконкурентоспособными и в силу конкретной хозяйственной ситуации - продолжающегося спада производства. В результате чрезмерной    либерализации значительная часть российских предприятий оказалась невостребованной на национальном рынке и зависимость России от  внешних рынков увеличилась. Одновременно, на рост объемов   российского экспорта, в отношении отечественных производителей и  экспортеров стали чаше применяться жесткие (прежде всего    антидемпинговые) меры по их вытеснению с рынков других государств.

            Все это не могло не сказаться и на экономике страны в целом.

           С конца 1993 - начала 1994 года, когда со всей очевидностью стали      проявляться ошибки, допущенные в результате чрезмерной либерализации внешнеэкономической деятельности, акцент стал смещаться в сторону     разработки и внедрения в практику системы контроля за ее    осуществлением. Государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей    нормативной правовой базы, которая призвана заложить качественно  новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и  отдельных ее отраслей с внешним рынком.  Последовала целая череда различных по уровню нормативных правовых актов.

          Среди них можно отметить постановление Совета министров РФ от  11 октября 1993 года № 30 "О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров  (услуг) двойного применения в заявленных целях", постановление   Совета министров РФ от 15 ноября 1993 года № 1157 "Об утверждении   положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному    контролю".

             Постановление Правительства РФ от 10 марта 1994 года № 195 "О поставках на экспорт в 1994 году товаров и услуг", постановление Правительства РФ от 1 июля 1994 года № 758 "О мерах по  совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и    услуг", приказ ГТК России от 3 ноября 1993 года № 449 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" и т.д.

            Направленность этих актов характеризовалась попытками усиления контроля за экспортом, установления справедливых  торгово-экономических отношений с зарубежными государствами и их  союзами, обеспечить такие объемы импорта, которые приводили бы к   созданию конкурентной среды, а не к "подавлению" отечественных производителей. Однако недостаточный уровень и неустойчивость  нормативно-правовой базы снижали эффективность действовавших нормативных правовых актов в решении поставленных задач. Тем самым,     отчетливо проявилась необходимость принятия акта на уровне закона,      который, с одной стороны, определил бы в ясной, стройной и    лаконичной форме основы сложившейся системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности, решив тем самым задачу   кодификации уже имеющихся нормативных положений в этой сфере, с   другой стороны - необходимо было посредством включения в него  положений о защитных мерах при импорте отразить элементы новизны.

Федеральный закон № 157-ФЗ "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" был принят 13 октября 1995 года"

             Можно сказать, что в нем были подведены предварительные первые итоги   сложного процесса формирования внешнеэкономического комплекса,  доставшегося в наследство от советских времен. Определены основы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок  ее осуществления российскими и иностранными лицами, права,  обязанности и ответственность органов государственной власти  Российской Федерации и органов государственной власти субъектов  Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности. Провозглашен отказ от приоритета административных методов    регулирования, но при сохранении контроля государства за      деятельностью российских экспортеров и импортеров в целях повышения  эффективности одного из важнейших секторов народного хозяйства.

            Параллельно этому закону, с участием различных министерств, ведомств   и комиссий,  велась работа над проектом постановления  Правительства РФ "О порядке применения защитных мер по отношению к  импорту продукции". Кроме того, в соответствии с рекомендациями  парламентских слушаний от 21 февраля и 25 апреля 1995 года, был  разработан и проект федерального закона "О мерах по защите  экономических интересов Российской Федерации при осуществлении     внешней торговли товарами".

             Основной задачей этих проектов было закрытие пробелов в российском законодательстве, препятствующих применению общепринятых в мировой  практике мер по защите экономических интересов государства при  осуществлении внешней торговли товарами - прежде всего создание   системы защиты внутреннего рынка адекватной кризисному периоду,  который переживала отечественная экономика. При этом, в связи с  намерением России вступить во Всемирную торговую организацию (данным  вопросом, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28   августа 1997 года № 1072, занимается в настоящее время  специальная комиссия), основным требованием к будущим  нормативным правовым актам стало их соответствие унифицированным  правилам, действующим в рамках этой организации: в п.4  ст. XVI Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 года) закреплено, что "каждый участник обеспечит соответствие своих законов, нормативных актов и административных  решений своим обязательствам, вытекающим из прилагаемых  Соглашений".

            Проект постановления Правительства РФ получил свое развитие на уровне приказа Министерства внешних экономических связей РФ. Проект федерального   закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", после  внесения его на рассмотрение Государственной Думы депутатами    Ю.Д.Маслюковым и А.Г.Пузановским, был принят постановлением  Государственной Думы от 19 июля 1996 года № 599-II ГД и одобрен   Советом Федерации 7 августа 1996 года (постановление № 299-СФ)

            Однако, первоначально, он был отклонен Президентом РФ 25 августа 1996 года по мотиву частичного его несоответствия некоторым  положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле. При повторном рассмотрении, 16 октября 1996 года Государственная   Дума своим постановлением № 686-II ГД преодолела вето Президента  РФ, но на этот раз Совет Федерации, рассмотрев проект 15 ноября 1996 года, в ранее принятой редакции, не одобрил его, несмотря на единодушное признание его необходимости.       Действующая редакция Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами" была принята Государственной Думой 20  марта 1998 года (постановление № 2299-II ГД), одобрена Советом Федерации 1 апреля 1998 года (постановление № 120-СФ), подписана  Президентом РФ 14 апреля 1998 года.

           По содержанию, основное внимание в рассматриваемом законе  сконцентрировано на специальных защитных, компенсационных и антидемпинговых мерах. При этом очевиден уклон в сторону последних.    Это проявляется, в частности, в количестве соответствующих понятий и в объеме специальных положений, а также в том, что все общие правила  так или иначе связаны с этими мерами защиты экономических интересов   Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.

            Подобное соотношение позволяет называть настоящий закон  антидемпинговым, что справедливо, так как именно предположения об  использовании иностранными компаниями на российском рынке недобросовестных методов  конкуренции, в виде поставок товаров на таможенную территорию Российской Федерации по демпинговым ценам, и  применение антидемпинговых мер в отношении товаров российских  производителей и экспортеров со стороны уполномоченных органов иностранных государств в значительной степени послужило причиной    разработки и принятия   специального закона. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами"

           В настоящее время практически во всех государствах и их союзах  действуют аналогичные законы, постановления, декреты и т.п. В основном, по содержанию все они схожи, особенно у  государств-участников Всемирной торговой организации.

             Среди различий прежде всего следует выделить количество мер,     установленных в одном нормативном правовом акте: большинство из них,  как правило, регламентируют порядок применения одновременно нескольких мер. На этой основе построен Закон Республики Венесуэла    от 21-22 марта 1991 года "О несправедливой иностранной торговой  деятельности". Примером другого подхода может служить   постановление Совета ЕС от 22 декабря 1995 года № 384/96 "О защите против демпинговых импортных товаров, поставляемых из стран - не членов ЕС", который как следует из его названия предназначен для  противодействия только одному из видов недобросовестной торговой  практики.

            Общим, как для  нашего закона, так и для зарубежных    аналогов, является прежде всего то, что сфера их применения    ограничена торговлей непосредственно товарами.

            Под товаром следует понимать любое движимое имущество (включая все   виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные,   морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности   (предпринимательской деятельности в области международного обмена     товарами). При этом транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке (пассажиров и товаров, включая контейнеры  и другое транспортное оборудование), товаром не являются.

            Объектом правового регулирования комментируемого закона являются  общественные отношения, связанные с введением, применением и отменой   мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.

            При осуществлении внешней торговли товарами, законодательством  РФ  санкционировано применение так называемых таможенно-тарифных и     нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой    деятельности.

            Нетарифные меры - это меры, затрагивающие торговлю, но выходящие за    пределы мер, предусмотренных в нормативном правовом акте о таможенном тарифе государства. Эти меры можно определить, как правила и нормативы, с помощью которых государство оказывает    непосредственное воздействие на субъектов внешнеторговой    деятельности, определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его  как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита    отечественных товаров на этом рынке.

            В основе таких мер лежит административное ограничение экспорта или   импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и  запреты). К нетарифным мерам государственного регулирования   внешнеторговой деятельности, с определенными оговорками, можно также    отнести так называемые добровольные обязательства (применяемых при      демпинге и субсидировании).

            Таможенно-тарифные меры - это меры, увеличивающие импортную или  экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной  территории (территории, в отношении которой действуют отдельные  тарифы и другие меры регулирования торговли для существенной части  торговли такой территории с другими территориями). При этом понятие  "таможенно-тарифные меры" следует понимать в широком значении, то    есть не только собственно таможенный тариф, как свод ставок  таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через  таможенную границу Российской Федерации, а весь комплекс мер, эффект   воздействия которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте   товаров. Используя такие меры, государство воздействует на     экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и,  следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную   оперативную самостоятельность.

            К таможенно-тарифным мерам относятся    дополнительные импортные пошлины и, так называемые, особые виды   пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе  временные).

             Переход России к рыночной экономики обозначил приоритеты внешнеэкономической деятельности, направленные на содействие максимально эффективному включению российского народного хозяйства в   мировые экономические процессы с целью использования преимуществ   международного разделения труда, при одновременном соблюдении  требований адаптации страны к условиям рыночной экономики.  На  сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения    внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в     международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в  конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия    сбыта товаров.

             Современная правовая база в России   в этой области  направлена  решение двух групп задач.

             Первая - поддержание равновесия платежного баланса Российской Федерации.  Правительство РФ, согласно п.1 ст.15 закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", может  принять решение о временном ограничении импорта товаров, которое  осуществляется посредством введения импортной квоты или иных мер на  срок, необходимый для того, чтобы восстановить его равновесие. 

           С целью обеспечения потребностей внутреннего рынка Российской  Федерации в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нем, Правительство РФ, на основании п.1 ст.17 этого закона, может временно запретить или ограничить,    посредством введения экспортных квот, экспорт таких товаров.  Основной целью этой группы является защита отраслей российской   экономики и отдельных хозяйствующих субъектов Российской Федерации  от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Для ее  выполнения законом предусмотрено введение Правительством РФ наиболее эффективных и зарекомендовавших себя в зарубежной правоприменительной практике мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, а именно:

            - специальных защитных мер ;

            - антидемпинговых мер ;

            - компенсационных мер .

            К первой группе, в качестве специальных целей,  можно отнести также выполнение целевых федеральных программ развития, в связи с выпуском новых  видов товаров и защиту претерпевающих структурную перестройку  отраслей российской экономики и при проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров. В соответствии с п.1 и 3 ст.16  закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", эти цели выполняются через ограничение  импорта товаров и продуктов, используемых как сырье для их производства, которое осуществляется посредством введения  Правительства РФ импортной квоты.

            Вторая группа целей, указанных в законе "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", включает в себя две цели, а именно обеспечение условий для эффективной  интеграции Российской Федерации в мировую экономику и продвижение   товаров, происходящих из Российской Федерации на мировой рынок.  В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику наша страна в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о  таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой  таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих  союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов  устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с  третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в   зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы   в торговле с третьими странами.

            В этом направлении уже сделаны определенные шаги. Например, 15  апреля 1994 года в Москве было подписано Соглашение о создании зоны   свободной торговли, 6 января 1999 года принят Федеральный закон № 15-ФЗ "О ратификации соглашения о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза" (названное    соглашение было заключено в Москве 22 октября 1997 года).

            Для продвижения товаров, происходящих из Российской Федерации на  мировой рынок Правительство РФ вступает в двусторонние и  многосторонние переговоры, участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей с иностранными государствами, разрабатывает программы развития внешнеторговой деятельности, заключает специальные соглашения .           

           Цели, включенные во вторую группу являются глобальными - декларативными. Несмотря на то, что они тесно связанны с остальными  специальными целями, для их реализации в законодательстве РФ, напрямую,   не предусмотрено конкретных мер, подлежащих применению.

            Более того, для выполнения подобных целей меры государственного     регулирования внешнеторговой деятельности, как правило, не вводятся,  а наоборот отменяются. Так например, в соответствии с п.1 указа    Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1204 "О первоочередных мерах  по поддержке экспортеров" Правительству РФ было предписано отменить  с 1 января 1996 года вывозные таможенные пошлины на все товарные    группы, кроме нефти, газа и некоторых других сырьевых товаров,  ставки вывозных таможенных пошлин на которые должны быть снижены.

             В тоже время п.2  статьи 1  закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами"  выводит из сферы его применения определенные отношения, вязанные с применением мер по защите экономических  интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли             услугами, объектами интеллектуальной собственности, инвестиций и валютного контроля.

           Таким образом, выводя из под юрисдикции закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" солидный массив отношений, связанных с применением мер по защите   экономических интересов государства при осуществлении внешней   торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности, а  также при осуществлении инвестиций и валютного контроля,  законодатель ограничил сферу действия закона. В  Цель этого ограничения -  сконцентрировать усилия в одном направлении и тем самым увеличивает эффективность мер, направленных на защиту экономических интересов Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами, что не ликвидирует задачи создания  нормативной базы, защищающей интересы России и в названных сферах.

 

 

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.