О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- К Федеральному закону № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий "

Дата выпуска материала
16.12.05
Автор
Аналитическую записку подготовили: советник отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности Правового управления Круговых И.Э.; заместитель руководителя аппарата Комитета по делам Федерации и региональной политике Токарев В.Ф. Ответственный за выпуск - советник отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности Правового управления Круговых И.Э.
Текст

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" принадлежит к той части законодательных актов, воздействие которых не только на систему законодательства, но и на практическую сферу жизнедеятельности во взаимоотношениях центра, регионов и местного самоуправления исключительно велика. Учитывая, что проблема разграничения полномочий между уровнями публичной власти является ключевой для законодательного процесса, можно предположить, что данный Федеральный закон - один из важнейших, но не последний в этой системообразующей для государства сфере.

 Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года № Пр-1175, направлен на реализацию решений Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2005 года и продолжает процесс совершенствования федерального законодательства в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти.

 Основные подходы и принципы разграничения полномочий между органами публичной власти заложены Конституцией Российской Федерации, целым рядом законодательных актов, в частности - федеральными законами от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 В их развитие Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепил разграничение полномочий применительно к отраслевому законодательству. В этом общем контексте находится и Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований".

А законодательное закрепление новой модели наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 11 декабря 2004 года № 150-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предполагает более высокую степень согласованности действий и решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и повышает степень ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации за реализацию единой государственной политики в регионах.

 Однако, как показала практика реализации этих законов, процесс разграничения полномочий остается далеко не завершенным. В частности, за федеральным центром (и его территориальными органами) по-прежнему сохраняется чрезмерное количество исполнительно-распорядительных полномочий, которые более успешно могли бы решаться на региональном уровне. Тем более, что новая модель наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации предполагает более высокую степень их ответственности за социально-экономическое развитие регионов, для чего они должны обладать соответствующими реальными полномочиями.

 Кроме того, значительной проблемой в последнее время стало отсутствие у субъектов реальной возможности по своей инициативе использовать имеющиеся дополнительные ресурсы и осуществлять соответствующие расходы регионального бюджета. Как следствие, от субъектов в последнее время поступали многочисленные законодательные инициативы, направленные на расширение своих полномочий. Все эти предложения нашли отражение в данном Федеральном законе, который предполагает передачу большей части полномочий по предметам совместного ведения исполнительно-распорядительного характера в регионы, а за федеральным центром остаются законодательные и контрольные функции.

 Закон предусматривает перераспределение полномочий в различных сферах правоотношений между уровнями публичной власти. Схематично, эти полномочия можно разделить на 4 вида. Первый - это дополнительные собственные полномочия субъектов Федерации, осуществление которых предполагается за счет средств бюджетов самих субъектов. Они касаются широкого круга вопросов природоохранной деятельности, затрагивают положения Лесного, Водного кодексов, законодательства об образовании, культуре, здравоохранении и др.

 Второй вид - "делегируемые" полномочия, осуществление которых передается субъектам Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Это государственная регистрация актов гражданского состояния и организация воинского учета. Третий вид - полномочия, передача которых предполагается путем заключения соглашений. Это согласование землеустроительной, градостроительной и проектной документации в части объектов культурного наследия и некоторые другие.

 И, наконец, четвертый вид - так называемые "необязательные полномочия", выполнение которых будет считаться не обязательством, а только лишь правом субъектов Федерации. В ходе подготовки и обсуждения закона его содержание вызвало значительную дискуссию среди депутатского корпуса. Поскольку второй и третий вид указанных полномочий полностью вписываются в схему, установленную еще № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" то особых вопросов они не вызывали.

 Проблемы вызывали первая и четвертая группы полномочий. В частности, в связи с дополнительными "собственными" полномочиями субъектов Федерации (первая группа) ставились вопросы о "затратном" характере данного закона и его увязке с федеральным законом на 2006 год, объемом необходимых для реализации названных полномочий средств, их источниках и механизме передачи.

 Четвертый вид полномочий - "необязательные" полномочия. С одной стороны, эта норма вводится по просьбе самих субъектов Федерации и позволяет им направлять "свободные" бюджетные средства на решение вопросов, находящихся вне собственных полномочий, без опасения обвинений в нецелевом расходовании бюджетных средств. С другой стороны, субъектов, имеющих "лишние" или "свободные" средства в своих бюджетах - около двадцати, и это, как правило - регионы-доноры.

 Все эти вопросы нашли отражение во время подготовки и обсуждения законопроекта, однако, Федеральный закон № 199-ФЗ 31 декабря 2005 года подписан Президентом Российской Федерации и сегодня главная задача - отработка механизма его реализации.

 В целом, данный Федеральный закон вносит изменения в федеральные законы по двум основным направлениям и предусматривает:

 - перераспределение полномочий между уровнями публичной власти субъектов Российской Федерации;

 - предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, при наличии финансовых возможностей и за счет средств собственных бюджетов, за исключением субвенций федерального бюджета, права:

 осуществлять дополнительные меры по социальной защите населения;

 участвовать в реализации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, если это указано в федеральных законах;

 осуществлять дополнительные полномочия по иным вопросам, если такая возможность предусмотрена в федеральных законах.

 Федеральный закон состоит из 35 статей, вносящих изменения и дополнения соответственно в следующие федеральные законы:

 - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации". Изменения направлены на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможности осуществлять правовое регулирование в области занятости и, в частности:

 оказание государственных услуг, таких, как содействие гражданам в поиске подходящей работы, информирование о положении на рынке труда, профессиональная подготовка, организация проведения оплачиваемых общественных работ и других;

 обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения и др.;

 реализация территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения и т.п.

 В данной статье также определяются объем и порядок передачи средств на осуществление передаваемых полномочий, механизм и контроль за используемыми средствами (статья 1).

 - Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I "Об образовании". Изменения направлены, в основном, на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права осуществлять те полномочия в области образования, которые ими осуществлялись ранее, в том числе:

 лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации;

 организация проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений, а также государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования);

 проведение аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, а также работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

 право осуществления надзора и контроля в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов за муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями вне зависимости от форм собственности, за исключением федеральных образовательных учреждений и другие (статья 2);

 - Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612- I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Закон представляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность участия в осуществлении, в том числе путем осуществления финансирования, мер государственной поддержки объектов культурного наследия вне зависимости от категории их историко-культурного значения. Одновременно законопроектом уточняются вопросы местного значения муниципальных образований в соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 3);

 - Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года№ 4979-I "О ветеринарии", что предполагает передачу органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по:

 участию в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;

 организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;

 защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

 регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;

 контролю деятельности специалистов в области ветеринарии (статья 4);

 - "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 5487-I. Данные поправки направлены на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможности устанавливать региональные стандарты медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а также участвовать в контроле их соблюдения (статья 5);

 - Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках данного закона, предполагается наделить полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям и осуществлению контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации (статья 6);

 - Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", который дополняется статьей 6.1, определяющей полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе:

 принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира, а также контроль за их исполнением;

 учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

 разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира, и среды их обитания;

 организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, занесенных в Красную книгу субъекта Российской Федерации;

 организация и ведение государственного учета численности, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, занесенных в Красную книгу субъекта Российской Федерации;

 участие в реализации международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 7);

 - Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях". В частности, перечень товаров (работ, услуг), относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, будут утверждаться Правительством Российской Федерации. Кроме того, орган регулирования естественных монополий в досудебном порядке сможет рассматривать споры и разногласия, связанные с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий. Порядок досудебного рассмотрения споров и разногласий, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий утверждается Правительством Российской Федерации (статья 8);

 - Водный кодекс Российской Федерации. Изменения предусматривают наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, следующими полномочиями:

 владение, пользование, распоряжение обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

 принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, а также контроль за их исполнением;

 заключение договоров пользования водным объектом, соответствующих условиям лицензий на водопользование, согласованных с иными заинтересованными органами исполнительной власти;

 разработка, утверждение и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации по использованию, восстановлению и охране водных объектов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда;

 согласование лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) гражданам и юридическим лицам в пределах лимитов, установленных субъекту Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности;

 участие в работе межведомственных групп по регулированию режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах;

 резервирование источников питьевого водоснабжения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда;

 утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;

 утверждение правил охраны жизни людей на воде;

 организация и обеспечение охраны исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов при использовании водных объектов (статья 9);

 - Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Изменения предусматривают расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы (статья 10);

 - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, согласно законопроекту, в частности, предлагается отнести:

 участие в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

 принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

 участие в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации;

 разработка, утверждение и реализация региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в обществе, контроль за их реализацией;

 предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

 оказание содействия общественным объединениям инвалидов (статья 11);

 - Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". К компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области высшего и послевузовского профессионального образования. Предлагается установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять управление, реорганизацию и ликвидацию высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 года (статья 12);

 - Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Согласно поправкам субъектам Российской Федерации предоставляется возможность принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии (статья 13);

 - Федеральный закон от 23 августа 1996 года№ 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Поправки предоставляют органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность вырабатывать и реализовывать региональные меры в области научной, научно-технической и инновационной политики, в том числе в государственных научных организациях субъектов Российской Федерации (статья 14);

 - Лесной кодекс Российской Федерации. Поправки закрепляют за органами государственной власти субъектов Российской Федерации следующих полномочий:

 перевод лесных земель в лесах первой группы для строительства линейных объектов, а также, перевод лесных земель в лесах второй и третьей группы в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом;

 разработка, утверждение и реализация региональных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

 установление порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

 утверждение правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования (статья 15);

 - Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Изменения направлены на наделение органов местного самоуправления правом участия в осуществлении отдельных государственных полномочий Российской Федерации в области мобилизационной подготовки, организации деятельности призывной комиссии, создаваемой в субъектах Российской Федерации. (статья 16);

 - Федеральный закон от 15 ноября 1997 года№ 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". Эти изменения уточняют положения о деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по записи актов гражданского состояния (статья 17);

 - Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Изменения касаются вопросов проведения мероприятий по медицинскому обследованию в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту (статья 18);

 - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Дополнения предоставляют органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность участвовать в осуществлении государственной политики в области обращения с отходами (статья 19);

 - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Изменения ориентированы на расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вносимые дополнения предусматривают возможность принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе региональных программ в указанной сфере, в соответствии с федеральными законами (статья 20);

 - Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Дополнения предоставляют органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность реализации собственных полномочий в области охраны атмосферного воздуха (статья 21);

 - Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Поправки предоставляют органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность осуществления мер государственной поддержки соотечественников за рубежом, в том числе финансирования указанной деятельности (статья 22);

 - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Предлагаемые изменения направлены на закрепление, в соответствии с решениями Государственного совета Российской Федерации, перечня дополнительных полномочий субъектов Российской Федерации. Соответствующие изменения предлагается также внести в положения, устанавливающие перечень имущества, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, а также дополнительно определяется право субъектов Российской Федерации осуществлять правовое регулирование по всем вопросам, указанным в данной статье, осуществлять меры дополнительной социальной защиты граждан, а также участвовать, в случаях определенных в федеральных законах, в решении иных вопросов по предметам совместного ведения и ведения Российской Федерации (статья 23);

 - Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Изменения предоставляют органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и реализовывать региональные программы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также участвовать совместно с соответствующими уполномоченными федеральными органами в осуществлении контроля и надзора, а также мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов (статья 24);

 - Федеральный закон от 21 декабря 2001 года№ 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно изменениям уточняются условия и порядок установления охранных обязательств в отношении объектов культурного населения (статья 25);

 - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В целях обеспечения эффективного функционирования организаций, осуществляющих деятельность в сфере государственного регулирования цен (тарифов), поправки предоставляют возможность органам субъектов Российской Федерации, в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий, привлекать к административной ответственности должностных и юридических лиц за нарушения в сфере тарифного регулирования в соответствующих субъектах РФ (статья 26);

 - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Изменения закрепляют, в частности, следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе:

 принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

 участие в осуществлении в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

 осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

 предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

 контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

 право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

 право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую cреду, осуществления экологической паспортизации территории и других (статья 27);

 - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Поправки в соответствии с решениями Государственного Совета Российской Федерации предусматривают передачу на уровень субъектов Российской Федерации отдельных полномочий в отношении объектов федерального значения, в том числе - находящихся в федеральной собственности (статья 28);

 - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данные поправки направлены на учет изменений разграничения полномочий и уточнение формулировок вопросов местного значения (статья 29);

 - Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Изменения предусматривают законодательное закрепление компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области распоряжения водными биологическими ресурсами, в том числе по распределению промышленных квот пресноводных водоемов (статья 30);

 - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Изменения в частности, касающиеся вопросов собственности приводят в соответствие с положениями данного закона (статья 31);

 - Жилищный кодекс Российской Федерации. Дополнения уточняют порядок определения платы за коммунальные услуги, а также полномочия субъектов Российской Федерации в части перепланировки жилых помещений (статья 32);

 - Градостроительный кодекс Российской Федерации. Изменения касаются в частности, вопросов организации государственной экспертизы различного рода проектной документации и нормативно-правовому регулированию в данной сфере (статья 33).

 Статья 34 Федерального закона признает утратившими силу отдельные положения ряда законодательных актов. А в статье 35 говорится, что данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

 С вступлением в силу данного Федерального закона процесс разграничения полномочий между уровнями публичной власти не завершился и будет продолжен.

 В настоящее время Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике совместно с профильными комитетами подготовлены предложения по дальнейшему разграничению полномочий в сфере здравоохранения, образования, природопользования. В феврале 2006 года эти предложения планируется рассмотреть на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления.

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.