О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- Энергетические ресурсы России и их использование

Название
Энергетические ресурсы России и их использование
Текст

Аналитическая записка 

Энергетические ресурсы России   и их использование:

проблемы и решения   

Положение и тенденции

В энергетическом секторе можно количественно оценить степень приближения к устойчивому развитию Целевые характеристики данного сектора достаточно ясны, затруднения вызывают традиции национального учета.

Снижение удельных показателей расхода топлива на единицу продукции или душу населения является знаком движения к устойчивому развитию.

  В России, несмотря на сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, при уменьшающейся численности населения,  расходы топлива, приходящиеся на единицу продукции и одного жителя, за последние десять лет постоянно увеличивались.

 Важным условием перехода к устойчивому развитию выступает сокращение расходов энергии, черпаемой в индустриальном обществе из невозобновимых источников недр, и относительный рост потребления возобновимой энергии, преобразованной естественным или искусственным путем.

В этом контексте, показателем устойчивого развития энергетики является вклад возобновимых источников в общее производство энергии. В России на протяжении последних 10 лет он находится на уровне 3%, имея небольшую тенденцию к повышению, вызванную сокращением добычи топлива.

Удельная энергоемкость валового внутреннего продукта также является характеристикой устойчивого или неустойчивого типа развития.

Расчеты на основе данных официальной статистики указывают на повышение на 30 % величины этого показателя в сравнении с 1990 –м годом.  

Вспомогательным показателем устойчивости развития энергетики могут служить удельные объемы добычи (потребления) угля в расчете на душу населения.

Поскольку доступные запасы газа и нефти катастрофически быстро сокращаются, в недалеком будущем следует ожидать рост удельных объемов добычи (потребления) угля на душу населения. Исходя из чисто геологических данных, обеспеченность запасами газа в России определяется периодом в 80 лет, однако эксплуатация большинства месторождений не будет рентабельной, даже при условии совершенствования технологий и повышения цены. Обеспеченность нефтью оценивается на уровне 25 лет.

Хотя экологические характеристики угля хуже, чем газа и нефти, с точки зрения устойчивого обеспечения энергией предприятий и домашних хозяйств, политика постепенного вытеснения газа и нефти углем представляется наиболее реалистичной, если не произойдет решительного прогресса в областях энергосбережения и использования возобновимых энергоресурсов. Конечно, при проведении этой политики необходимо стараться сохранить использование газа в домашних хозяйствах, чтобы предотвратить массовый возврат к котельным. В то же время, на крупных предприятиях, оснащенных фильтрами и могущих использовать технологии подавления выбросов, можно шире использовать уголь.

В силу своих размеров запасы угля (по оценкам запасов должно хватить России на сотни лет), видимо, останутся стратегическим резервом российской энергетики.   

Между тем, удельные сбросы сточных вод несколько увеличились. Таким образом, в целом удельная нагрузка топливно-энергетического комплекса на природу не претерпела существенных изменений, что свидетельствует об отсутствии ощутимого прогресса в переходе к устойчивому развитию. С позиций устойчивости удельные показатели нагрузки ТЭКа на окружающую среду должны снижаться 

Политические решения

В истекший десятилетний период происходила непрерывная трансформация топливно-энергетического комплекса. Однако на ход его реформирования Концепция устойчивого развития непосредственного влияния не оказала. Ни одна отраслевая программа не содержит ссылок на этот документ (как и на основополагающий Указ Президента от 1 апреля 1996 г.). В частности, вне прямой связи с ним в 2000 г. по заказу акционерного общества «ЕЭС России» разработана «Стратегия развития электроэнергетики России на период до 2010 г.».

Тем не менее, центральная для устойчивого развития (отраженная в Концепции) задача экономии энергии неоднократно ставилась на государственном уровне. Она нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации (1995) “Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ на период до 2010 года”. Тогда же принимаются два постановления Правительства: “О государственной поддержке создания в РФ энергоэффективных демонстрационных зон” и “О неотложных мерах по энергосбережению”.  В 1996 г. Дума одобрила Федеральный Закон “Об энергосбережении”. В 1997 г. подписывается Указ Президента Российской Федерации “О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ” и принимается Постановление Правительства «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы». В 1998 г. принята Федеральная целевая программа «Энергосбережение на 1998-2005 годы», главной целью которой является ускоренный перевод российской экономики на энергосберегающий путь развития. Позднее вышло Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России».

Холдинг РАО «ЕЭС России» - крупнейший в стране групповой источник парниковых газов - осуществляет комплекс мер, как технологических, так и организационных, направленных на снижение эмиссии. Одним из последних решений является создание «Углеродного фонда» в целях координации деятельности по подготовке к использованию механизмов Киотского Протокола.

 В ныне действующей программе по повышению эффективности работы энергосистемы страны предусмотрены серьезные мероприятия структурного порядка, осуществляемые в масштабах отрасли, региональных сетей и отдельных станций.

Организационные нововведения

В соответствии с программными документами, в стране создана Энергетическая комиссия – специально уполномоченный орган по координации деятельности в области повышения эффективности топливно-энергетического комплекса. В настоящее время Правительством РФ утвержден вариант структурной реформы РАО «ЕЭС России».

Выполнение международных соглашений и достижения

Россия подписала Рамочную Конвенцию ООН об изменении климата в 1994 г. В порядке ее выполнения разработана национальная стратегия по предотвращению изменений климата, проводится подготовка общенациональной, ведомственных  и региональных программ действий, предусматривающих сокращение и поглощение выбросов парниковых газов.

В России выполняются  все условия Рамочной конвенции, а именно:

·        оценка последствий изменений климата для природных и антропогенных экосистем, экономики и здоровья населения,

·        разработка предупредительных мер в целях адаптации к ожидаемым изменениям;

·        реализация программ по ограничению выбросов парниковых газов и их улавливанию;

·        создание информационно-мониторинговых систем в виде сети центров энергосбережения;

·        ознакомление общественности с последствиями изменения климата.

Согласно расчетам, в настоящее время энергетика России выбрасывает в атмосферу около 400 млн. т углекислого газа, что составляет 6% мирового объема эмиссии. За истекшие 10 лет размеры выбросов парниковых газов сильно сократились, что обусловлено снижением выработки электроэнергии.

В порядке выполнения требований Конвенции в стране налажен учет эмиссии парниковых газов, и восстановлен ход изменений их выбросов за последнее десятилетие, а также более ранний период. Установлено, что наибольший вклад в выбросы парниковых газов вносит сжигание топлива. Сжигание ископаемого топлива дает 98% всех выбросов парниковых газов. 

Существенное сокращение выбросов парниковых газов после 1990 г. обусловлено падением промышленного производства в России, сопровождавшееся значительным снижением потребления энергии. Вторым фактором послужило увеличение доли газа в топливном балансе в связи с заменой угля, сжигание которого дает 30% всех выбросов СО2. В перспективе роль этого фактора очевидно будет сведена к минимуму  по причине исчерпания легкодоступных ресурсов природного газа.

С 1996 г. в стране реализуется Федеральная целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий", в которой принимают участие  многие  ведомства, организации и институты. Координацию работ по реализации программы осуществляет Межведомственная комиссия по проблемам изменения климата, созданная в соответствии с Постановлением Правительства в 1994 г.

Особое значение придается пилотным проектам, демонстрирующим практические достижения, в частности недавно инициированным проектам двустороннего сотрудничества. Среди них:

·        российско-американские проекты по посадке леса в  Вологодской и Саратовской областях;

·        российско-голландский проект по промышленному парниковому выращиванию овощей в Тюменской области;

·        российско-голландский проект по утилизации метана на двух свалках в Московской области;

·        российско-германский проект GAZPROM - RUHRGAS по оптимизации работы системы распределения природного газа в магистральных трубопроводах;

·        российско-американский проект RUSAGAS по снижению утечек метана на двух крупных компрессорных станциях по перекачке природного газа в Саратовской и Волгоградской областях;

·        российско-американские проекты по повышению энергосбережению в коммунальном хозяйстве в городах Зеленограде, Лыткарино (Московская область) и Челябинске. 

Проведена инвентаризация выбросов парниковых газов на региональном уровне в Архангельской, Новгородской, Челябинской областях, на Сахалине и в Хакасии. РАО "ЕЭС России" провела инвентаризацию парниковых газов на своих тепловых электростанциях.

С 1997 г. Россия вовлечена в подготовку к реализации механизмов международного сотрудничества, предусмотренных Киотским Протоколом. Это соглашение дает уникальную возможность привлечения инвестиционных средств для решения экологических проблем, связанных с выбросами парниковых газов. Россия должна сыграть важную роль на возникающем рынке сокращенных выбросов парниковых газов. 

Особенно актуальны для России результаты Пятой конференции по Рамочной Конвенции, состоявшейся  в 1999 г. (Бонн), поскольку она открыла путь для учета особенностей и потребностей стран с переходной экономикой в интересах их полноценного участия в инновационных процессах, предусмотренных Киотским Протоколом.

 Помимо сокращения выбросов парниковых газов, "углеродные" инвестиции могут привести к возникновению значительных сопряженных выгод, включая:

·         попутное сокращение выбросов других видов загрязнителей;

·        снижение риска заболеваемости населения и деградации  экосистем;

·        внедрение достижений научно-технического прогресса;

·        появление  новых стимулов к экономии энергоресурсов;

·        развитие альтернативных экологически чистых технологий производства энергии. 

 В отдельных регионах страны в самое последнее время начинают приниматься программы развития альтернативной энергетики. Например, в Калмыкии поставлена задача широкого применения ветровых электростанций. В Цимлянском районе Ростовской области уже функционирует комплекс ветровых станций. Однако, в силу широко применяемой государственной политики субсидирования традиционных энергоносителей, альтернативная энергетика оказывается относительно невыгодной.

Начато производство энергосберегающих домов для города и сельской местности.

Осваивается изготовление энергетических установок на биогазе, на основе которых может быть обеспечено не только бесперебойное газо- и теплоснабжение, но и электрификация. Постоянно поступающие органические отходы (навоз, канализационные стоки, бытовые отходы, отходы переработки сельскохозяйственной и пищевой промышленности, отходы кожевенных предприятий, лесопильных производств и т.д.) являются местным энергоресурсом, использование которого позволяет одновременно оздоровить окружающую среду района. 

В России разработаны, опробованы и внедрены установки по извлечению биогаза для выработки тепла и электроэнергии различных мощностей. 

Трудности

Диспропорции цен на энергоресурсы и широко проводимая политика субсидирования являются главными экономическими причинами неустойчивого развития энергетического сектора России.

Политическая сила топливно-энергетического комплекса, проявляемая в лоббировании узкоотраслевых интересов, задерживает развитие возобновимых энергоносителей и альтернативной энергетики в целом.

Постоянные преобразования министерства, отвечающего за реализацию энергетической политики и смена его руководителей отрицательным образом отразились на эффективности принятых программ. Свидетельство тому – отсутствие реального прогресса в энергосбережении. С другой стороны, трудно переоценить здесь роль фактора технической отсталости. Энергоемкость продукции в современной России в 2,5-3 раза выше, чем в Западной Европе и США. Во всех отраслях экономики преобладают старые энергоемкие технологии и оборудование.

 Недостаток инвестиций при высокой  капиталоемкости производства и низкая платежеспособность потребителей, проявляемая в постоянной неуплате долгов, препятствуют обновлению материальной базы энергетики.

Существенным тормозом развития энергетики является отсутствие системности в согласовании отраслевых и территориальных интересов.

К числу проблем в области выполнения Киотского протокола можно отнести следующие:

·        наличие ведомственных разногласий по вопросам реализации механизмов чистого развития, проектов совместного осуществления и торговли квотами на выбросы парниковых газов;

·        отсутствие соответствующих нормативных документов,  в частности не разработано национальное законодательство, определяющее право собственности на выбросы парниковых газов;

·        слабая координация подготовительных работ, которая была возложена Правительством РФ на Росгидромет без учета инвестиционно-финансовой и правовой сущности соглашения;

·        определенная закрытость тематики соглашения для российской общественности и фактическое отстранение последней от  разработки и принятия решений;

·        низкая эффективность и рассогласованность действий российской межведомственной комиссии по проблемам климата. 

Предложения на национально уровне

1.      Усилить  работу по созданию современных стандартов и нормативов, предусматривающих стимулирование внедрения энергоэффективных технологий и современной системы менеджмента; 

2.      Инициировать разработку региональных и локальных программ развития энергетического хозяйства на принципах устойчивого развития. Формировать программы и производить необходимые организационно-экономические нововведения, исходя из безусловного приоритета политики энергосбережения;

3.      Усилить работу по пропаганде преимуществ использования нетрадиционных источников энергии на государственном уровне. При планировании государственных инвестиций приоритет отдавать развитию возобновляемых источников энергии;  

4.      Необходимо приближение уровня тарифов на электроэнергию к их реальной стоимости, что будет  стимулировать экономию энергоресурсов. Следует в целом оценить негативные аспекты политики субсидирования, мешающие снижению энергоемкости;

5.      Осуществить комлекс мер по  экономии тепловой энергии. Утепление жилых и коммерческих зданий, применение непосредственно в зданиях прогрессивных систем контроля над потреблением тепла, установка тарифов на расход горячей и холодной воды, - все это является первоочередными шагами в области реконструкции теплоэнергетики;

6.      Разработать национальную топливно-энергетическую политику, исходящую из ответственности перед будущими поколениями за сохранение топливно-энергетических резервов;

7.      Проводить регулярную оценку хода реформирования энергетического хозяйства страны;

8.      Повысить радиационную безопасность эксплуатируемых АЭС, обеспечить скорейший вывод из эксплуатации действующих атомных станций;

9.      Отказаться от планов форсирования ввоза и переработки отработанного ядерного топлива в Россию;

10.  Необходима серьезная работа с целью содействия скорейшему вступления в силу Киотского протокола.  На национальном уровне для успешного выполнения условий Киотского протокола необходимо разработать план действий по реализации механизмов соглашения, возобновив деятельность Межведомственной комиссии по проблемам климата;

11.  Усилить и организационно укрепить деятельность Межведомственной комиссии;

12.  Поддерживать региональные инициативы по проведению инвентаризации выбросов парниковых газов, реализации проектов совместного осуществления. Максимальное экспериментирование в этой области позволит выработать наиболее приемлемые для России пути реализации механизмов Киотского протокола.

13.  Сформировать независимую структуру, которая обеспечит регистрацию сделок по торговле квотами на выбросы парниковых газов и прозрачность финансовых потоков,

14.  Создать Секретариат по проектам совместного осуществления, сделать его работу прозрачной для общественности;

15.  Учредить фонд по проектам совместного осуществления для привлечения инвестиций в проекты по энергоэффективности и энергосбережению, сделать его работу прозрачной для общественности и финансирующих организаций;  

Международное сотрудничество

1.      Разработать согласованную позицию по вопросу переработки Россией отработанного ядерного топлива,  исходя из принципов обеспечения международной  экологической безопасности;

2.      Подготовить и заключить под эгидой ООН международное соглашение «О содействии обмену и внедрению технологий для использования возобновимых источников энергии». Имеются в виду:

-         солнечные нагревательные устройства;

-         ветровые двигатели;

-         бесплотинные гидростанции;

-         устоновки по выработке биогаза;

-         производство жидкого топлива из растительного сырья и отходов

3.      Программа ТАСИС может усилить свою роль в укреплении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в России по тематике возобновимых источников энергии и повышения энергосбержения, а также в поддержке информационно-пропагандистских кампаний по данной тематике. Следует оказать помощь в налаживании опытного производства установок по использованию возобновимых энергоисточников в населенных пунктах.

4.      Всемирная торговая организация, Европейская Комиссия и другие институты могут стимулировать укрепление международного рынка новых технологий по сбережению и развитию возобновимых источников энергии. Для этой цели могут быть разработаны новые стандарты, введена специальная маркировка и т.д;

5.      Организация экономического сотрудничества и развития может провести исследование по России, оценивающее экологически вредные субсидии в энергетике и полную величину стоимости энергоносителей, включающей экологические издержки.

6.      Центры по энергоэффективности развитых стран могут поддерживать российские центры по энергоэффективности;

7.      Необходимы специальные учебные и трейнинговые программы по организации энергетического аудита на предприятиях. 

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.