О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- Состояние минерально-сырьевого комплекса и его основные проблемы

Название
Состояние минерально-сырьевого комплекса и его основные проблемы
Дата выпуска материала
07.10.02
Текст

Состояние минерально-сырьевого комплекса

В современных экономических условиях в России с особой остротой встала проблема воссоздания стратегических запасов, к числу которых отнесены топливно-энергетические ресурсы, благородные металлы, руды цветных и редких металлов и неметаллов, используемые при производстве специальных сплавов, в военной технике и новейших технологических процессах. По информации Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в сфере экономики, на преобладающем большинстве горнодобывающих предприятий обеспеченность разведанными запасами достигла критически низкого уровня, стратегический резерв многих видов сырья на действующих месторождениях является мало надежным. Положение усугубляется тем, что по большинству видов сырья прекращены работы по созданию новых горнодобывающих мощностей, произошло резкое сокращение объемов геологоразведочных работ. Состояние сырьевых баз многих важнейших горнодобывающих регионов и действующих предприятий России заметно ухудшилось в связи с истощением запасов, снижением их качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки в результате длительной и интенсивной эксплуатации. Качество руд ряда месторождений не обеспечивает их рентабельную отработку из-за низкого уровня применяемых технологий.

По обеспеченности России запасами минерально-сырьевых ресурсов (МСР) выделяются следующие четыре группы полезных ископаемых:

 

- газ, алмазы, никель, платина, бериллий, калийные соли, хризотил-асбест, которых, по прогнозам экспертов хватит на длительный период;

- нефть, свинец, цинк, сурьма, олово, вольфрам, молибден, ниобий, интенсивный уровень добычи которых обеспечен на 5-7 лет;

- марганец, титан, рудное золото, бокситы, каолиновые и бентонитовые глины, плавиковый шпат, добыча которых пока достаточна, уровень запасов которых явно недостаточен;

- уран, цирконий, рений, стронций, разведанные запасы которых следует считать ограниченными, но имеется возможность их расширить в течение 5-12 лет.

В начале 90-х годов в России существовала геологическая индустрия, включавшая в себя систему научных исследований, которая играла значимую роль в экономике страны. Минерально-сырьевой комплекс России, сформировавшийся в начале 90-х годов и обладающий более высокой устойчивостью к выживанию в условиях осуществления реформ по сравнению с другими отраслями экономики, тем не менее оказался в критическом состоянии. В то же время минерально-сырьевой комплекс имеет фундаментальное значение для экономики страны, сдерживая ее от более глубокого кризиса.

В настоящее время около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено именно в сфере недропользования, а добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается не менее 25% ВВП и около 50% объема экспорта страны.

Отсюда и определяется значение минерально-сырьевого комплекса государства как фундаментальной составляющей его экономики.

В России экономика построена на экспорте сырья, главным образом нефти и газа. И если этого сырья не будет, то нечего станет экспортировать. По прогнозам экспертов, этот момент наступит очень скоро - запасов нефти в России, как это ни парадоксально звучит, далеко не столько, сколько принято считать.  

Ситуация в области разработки нефтяных месторождений.

Утвержденная в ноябре 2001 г. Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 г. составлена по старой, еще госплановской методике: была определена потребность в топливе, из этого выведено, сколько предстоит добыть нефти и, следовательно, прирастить ее запасов. На все это, естественно, необходимы финансовые затраты. Если в бывшем СССР финансовых средств выделялось столько, сколько нужно, то теперь у государства этих средств нет.

Говоря о недостаточности в России запасов сырья, необходимо учитывать общеизвестные, неоднократно опубликованные цифры.

В прежний период Госплан устанавливал и гарантировал обеспеченность страны нефтью на 35-40 лет. Это и означало сырьевую безопасность государства. Сегодня в России имеется запасов всего на 22 - 25 лет. Это почти в два раза меньше.

При этом Соединенные Штаты уже в течение 50 лет поддерживают уровень обеспеченности запасами на 10 лет добычи. Те же американцы еще в 1979 году обосновали прогноз о том, что в России добыча нефти начнет падать с 1983 года. И это в период, когда в государстве шел прирост по 20-30 млн. тонн в год. В 1983 году добыча нефти не сократилась - правительство страны приняло определенные меры. Она сократилась лишь два года спустя. Причем это было еще до перестройки, в период плановой экономики. Это был первый сигнал о том, что с нефтяными запасами у нас не все в порядке.

Открываемость качественных, высокорентабельных месторождений за последние 10 лет упала в 2-3 раза. Сегодня заниматься открытием новых месторождений невыгодно. Ведь прежде, чем месторождение открыть, необходимо в среднем пять лет заниматься разведкой и еще пять лет его обустраивать - если, конечно, нефть будет найдена. Вложения денежных средств в такие проекты сопряжены с финансовым риском, да к тому же еще возникает вопрос о том, окупятся ли эти вложения? Поэтому в настоящее время значительно сократилось эксплуатационное бурение, сокращение прошло более чем в два раза.
 Анализируя тенденции падения уровня добычи нефти, необходимо принимать во внимание такой показатель, как дебит скважины (отношение количества добытой нефти за определенный промежуток времени) - именно он определяет рентабельность месторождения. Себестоимость нефти и дебит скважины - величины взаимосвязанные. Чем выше дебит, тем нефть дешевле. И наоборот.

Положение в нефтедобывающей промышленности продолжает оставаться крайне сложным. Свыше 70 % запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности. Если десять лет назад доля вовлеченных в разработку запасов нефти с дебитом скважин 25 т/сутки составляла 55 %, то сейчас такую долю составляют запасы с дебитами скважин до 10 т/сутки, а запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих около 60 % добычи, выработаны более чем на 50 %. Доля запасов с выработанностью свыше 80 % превышает 25 %, а доля с обводненностью в 70 % составляет свыше трети разрабатываемых запасов. Продолжается рост трудноизвлекаемых запасов, доля которых уже достигла 55-60 % от разрабатываемых.

Существует разница между извлекаемыми и неизвлекаемыми запасами. Из месторождения можно добыть до 30 процентов нефти, редко больше. Остальную нефть теоретически добыть тоже можно, но очень дорого и технически довольно сложно. Более того, откачивать нефть необходимо осторожно, постепенно, чтобы дать ей в пласте выровняться и не испортить дренируемую зону. Ведь в месторождении снизу нефть поджимает вода. Если она попадает в скважину - пласт загублен. А именно так в России в большинстве случаев и происходит, когда в стремлении угнаться за мировой ценой варварски эксплуатируются собственные недра. В итоге, вместо 30 процентов возможных добывается лишь 10 процентов запасов месторождения. Следовательно, в ближайшие годы «нефтяное процветание» Кувейта или Саудовской Аравии нам не грозит. И не только не грозит, но при этом в недалеком будущем можно будет говорить о грядущем в России топливном кризисе. Скоро ситуация может сложиться таким образом, что Россия будет не экспортировать нефть, а покупать ее в этом же самом Кувейте. Пока мы в России еще держимся по добыче нефти на уровне 300 млн. т., даже достигли последнего результата - более 320 млн. тонн. Но назвать это успехом нельзя - ведь новых месторождений открыто не было. Это явный показатель отсутствия государственного контроля за рациональным использованием месторождений.

К примеру в США, при дебите скважины в 1,5 тонны нефть добывать все же считается выгодно. При этом удается в течение полувека сохранять десятилетнюю обеспеченность ресурсами. Это происходит по той причине, что в США берегут свои нефтяные запасы и добывают максимум 50 процентов от потребности. Остальное завозят. И это происходит не только в США. Аналогичная ситуация происходит и в Алжире, и в Анголе. Сразу после завоевания этими странами независимости, еще не создав таможни, руководители этих стран поняли, что свои ресурсы необходимо беречь: отраслевые министры лично по каждому месторождению устанавливали строгие квоты.

 

Ситуация в области развития минерально-сырьевых ресурсов.  

Кризисное состояние российской экономики проявляется в непрекращающемся спаде производства и внутреннего потребления практически всех стратегических видов сырья и первичной продукции из них. Добыча угля, выпуск стали, производство алюминия, никеля, свинца, цинка, других цветных и драгоценных металлов, алмазов, фосфатных и калийных удобрений сократились в России в 90-е годы до критического уровня (на 30-60 %), а редких и редкоземельных минералов на 90-100 %. Положение усугубляется также крайне недостаточным, а по большинству видов сырья полным отсутствием новых горнодобывающих мощностей и катастрофическим свертыванием геологоразведочных работ.

Следует отметить, что доля так называемых активных запасов (позволяющих вести разработку) от количества разведанных на 01.01.1997 г. составляла по железным рудам, меди, свинцу, цинку - 69-78 %, никелю, бокситам, титану, апатитам - 60-68 %, урану, олову, вольфраму, молибдену - 29 - 50 %, фосфоритам - 25 %, калийным солям - 90 %. Вместе с тем, как показывает анализ, на преобладающем большинстве горнодобывающих предприятий обеспеченность разведанными запасами достигла критически низкого уровня: стратегический резерв многих видов сырья на действующих месторождениях является недостаточным.

Положение с обеспеченностью минеральными ресурсами в начале XXI века может ухудшиться еще больше, что, несомненно, скажется на снижении экономической и оборонной мощи Российского государства. Уже сейчас Россия отстает от других развитых стран по потреблению минерально-сырьевых ресурсов в пересчете на душу населения. Так, по потреблению на душу населения важнейших полезных ископаемых - меди, свинца, цинка, олова - Россия занимает 9-11-е место в мире, по молибдену, никелю, алюминию, цирконию и танталу - 4-6-е место, по фосфатному концентрату и плавиковому шпату соответственно 7-е и 6-е место в мире. А ведь именно эти показатели характеризуют уровень экономического развития страны, а в конечном результате - национальную независимость и авторитет государства на международной арене. И при таком положении дел с обеспеченностью минерально-сырьевыми ресурсами из страны вывозится огромное количество важного сырья, запасы которого не могут быть восполнены или восполнимы с трудом. Причем в сфере торговли стратегически важными материалами происходит наибольшее количество экономических преступлений.

При разработке стратегии развития минерально-сырьевой базы России следует учитывать временной фактор как определяющий. Опыт освоения территорий Российской Федерации показывает, что подготовка ресурсной базы в объемах, рентабельных для промышленного освоения, требует 10-15 лет при условии концентрации значительных средств. Современная ресурсная база даже в освоенных районах по своей структуре является очень, и при действующей налоговой системе не менее 50% подготовленных запасов оказываются нерентабельными для промышленного освоения. Приходится констатировать, что государство самоустранилось как от развития минерально-сырьевой базы, так и от управления ТЭКом, что ведет к развитию негативных процессов во всей экономике. По экспертной оценке специалистов Института мировой экономики и международных отношений РАН, за семь лет, прошедших после приватизации основных энерготопливных предприятий страны, государство вследствие утраты контроля над ТЭКом недополучило около 40 млрд. долларов. Между тем во всем мире понимают и учитывают стратегическую значимость этого комплекса.

Как следует из экспертных оценок, если в начавшемся пятилетии не будут предприняты радикальные меры в сфере отечественной системы недропользования, по большинству основных полезных ископаемых Россия после 2005 г. может столкнуться с масштабной проблемой возникновения дефицита рентабельных запасов.

Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов России должно стать основной задачей государственного регулирования отношений в недропользовании.

Принятая Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы», в том числе ее раздел «Основные положения программы развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 2001-2005 гг.», наряду с ее позитивным влиянием на сложившуюся ситуацию, не в полной мере отражает реальное положение дел.

Итак, в России со всей остротой встала проблема воссоздания стратегических запасов МСР. Как известно, перечень видов стратегически значимого минерального сырья может меняться в зависимости от военно-политических и экономических приоритетов государства, структуры материального производства и прогнозируемой обстановки, конъюнктуры мирового рынка, состояния внешнеэкономических связей и других обстоятельств. Отнесение определенной части разведанных сырьевых запасов к стратегическим - это вопрос специальных исследований.

Проанализируем мировую практику. В Канаде рентабельно добывают нефть при дебите 100 т. в сутки на скважину, в Англии - 240, в Норвегии - 700, самый большой во Вьетнаме - 900. И только 8 - 10 в России. В 1980-1990 годах было - 50. В целом по стране дебит упал в пять раз. В Федеральной программе есть варианты добычи с ростом от 300 до 350 млн. т., но есть и варианты 270 млн. т., а некоторые эксперты говорят даже о 230 млн. т. Говоря о запасах сырья, необходимо иметь ввиду только те, которые можно реально добыть. У нас в России с нефтью ситуация та же, что и с углем: по некоторым оценкам геологических запасов угля хватит на 100, 200, 300 лет. Но шахты при этом закрываются, добыча падает. Причины здесь в том, что у нас идет интенсивное проедание запасов: добываем 300 млн.т., а приращиваем 200, а то и 150 млн. Причем извлекаемыми они порой только считаются.

Каждое государство, будь то США или Ангола, заботящееся о своей сырьевой безопасности и о национальных интересах, строго контролирует эксплуатацию недр. Недра всегда остаются государственными. Частному лицу может принадлежать оборудование скважины, нефть, которую он сумеет добыть. Но нефть в недрах - это государственная собственность. И поэтому государство, обязано контролировать ее добычу. Все это записано в лицензионном соглашении, известно каждой нефтяной компании: компания ежегодно представляет свою программу, а государство ее утверждает. Получается, что все юридические основания для государственного контроля имеются, а самого контроля нет. Законодательством определено, что нефтяная компания должна работать в соответствии с утвержденным проектом. При этом, проект согласовывается с Минэнерго, необходимость согласования с Министерством природных ресурсов при этом отсутствует. В результате отсутствует механизм контроля за бережным использованием месторождений. Некоторые меры, которые следует предпринять для обеспечения сырьевой безопасности России, просто очевидны. Например, беречь свои собственные ресурсы.

Основные проблемы сырьевой безопасности России

Анализ показывает, что в настоящее время резко обострилась проблема восполнения запасов на добывающих предприятиях в основных горнопромышленных районах страны. А это оказывает существенное влияние на базовые отрасли экономики страны и ее экономическую безопасность. По данным Минприроды РФ, за период с 1994 г. по 1999 г. восполнение извлекаемых из недр запасов МСР их приростами составило по нефти 73 %, газу - 47 %, меди - 33 %, цинку - 57 %, свинцу - 41 %. Так как минерально-сырьевой потенциал по указанным видам сырья сосредоточен в основном в северных широтах и на Дальнем Востоке, то геологический риск в подготовке новых нефтегазоносных провинций и рудных районов должно брать на себя государство, а разведку и освоение новых месторождений обязаны взять на себя компании. При этом следует разработать механизм, предусматривающий обеспечение развития минерально-сырьевой базы страны с возложением части затрат на заинтересованные компании.

По заключению, сделанному Советом Безопасности Российской Федерации, сейчас остро обозначилась проблема обеспеченность экономики России минеральными ресурсами. В начале XXI века ситуация в этой сфере может еще более ухудшиться из-за проявившихся в последнее десятилетие негативных тенденций, дальнейшее развитие которых создает реальные угрозы экономической безопасности России:

- отсутствие дифференцированного подхода государства к регулированию производства минеральных ресурсов заведомо разной ликвидности и разобщение предприятий, ранее входивших в единые отраслевые системы, способствовало отнесению значительной части разведанных запасов к разряду нерентабельных, доля которых достигла 50 % от всего количества разведанных запасов;

- в связи с массовой приватизацией предприятий комплекса государство в значительной степени потеряло контроль за эффективным использованием стратегических ресурсов, в том числе и в акционерных обществах, часть уставного капитала которых принадлежит государству, что, как следствие, привело к отсутствию прозрачности финансовой деятельности даже самых крупных добывающих компаний;

- на большинстве горнодобывающих предприятий практически прекратилось обновление основных фондов и возраст 70 % машин превысил 10 лет, что в 2 раза хуже, чем в развитых странах;

- сложившиеся в последние годы соотношения между объемами экспорта и уровнем внутреннего потребления минерального сырья еще более увеличили диспропорцию между сырьевым и производящим готовую продукцию секторами отечественной промышленности, повысили степень зависимости России от конъюнктуры мировых рынков сырья;

- утрачен контроль над уровнями прироста запасов, созданием новых ресурсных возможностей в традиционно добывающих и новых районах по всем видам стратегических полезных ископаемых, а полученные уровни прироста по нефти, газу, железным рудам, бокситам, меди, никелю, золоту, редким металлам, свинцу, цинку, молибдену не обеспечивали простого воспроизводства;

- исчерпание разведанных запасов эксплуатируемых месторождений может вызвать обвальное выбытие действующих в настоящее время горнодобывающих мощностей. Окраинные регионы страны в условиях остановки горнодобывающих, в большей части градообразующих предприятий могут уже в ближайшее время стать объектами геополитической экспансии транснациональных корпораций;

- резкое сокращение финансируемых государством геологоразведочных работ поставило на грань выживания многие отечественные геологоразведочные и геофизические предприятия, ухудшило положение с технико-технологическим обеспечением геологоразведочного производства, привело практически к полной потере производственной базы геологоразведочного оборудования.

Для России с точки зрения экономических перспектив всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период перестройки геологоразведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует спад добычи почти всех видов полезных ископаемых.

Если сейчас не будут приняты меры по наведению порядка в финансировании геологоразведочных работ, то в 2005 г. они сократятся еще как минимум на 30 % от уровня 1997 г., а это приведет к снижению прироста запасов до 40 % по отношению к 1997 г. Поэтому должна быть разработана новая государственная программа, которая бы содержала основные принципы минерально-сырьевой политики государства до 2020-2050 гг.

  Стратегия развития минерально-сырьевого комплекса России

Анализируя перспективное развитие структуры топливно-энергетического баланса России, необходимо принимать во внимание, что в соответствии с государственной энергетической политикой общая потребность России в первичных энергоресурсах будет расти медленно и только к 2010 г. достигнет уровня 1995 г., а к 2020 г. превысит еще на 5 %. При этом прогнозируется снижение удельной энергоемкости ВВП. Но не следует забывать о переходе основных месторождений газа в режим падающей добычи, что требует предпринимать необходимые меры по поиску новых месторождений. Большие разведанные запасы природного газа (35 % от мировых запасов), сконцентрированные в основном в крупных и уникальных месторождениях, позволяют совершенно обоснованно рассчитывать на преимущественное развитие газовой промышленности с доведением добычи газа к 2010 г. до 740-860 млрд. кубометров.

Учитывая изложенное выше, выработка новой государственной минерально-сырьевой стратегии является одной из главных задач федеральных органов власти. Недра России содержат 40 % прогнозных мировых запасов газа, 13 % нефти, 23 % угля, 14 % урана, большое количество других полезных ископаемых. Имея мощнейший минерально-сырьевой потенциал, Россия пока не использует его в качестве основного средства для выхода из кризиса. Сегодня практически исчерпан поисковый задел, необходимый для последующего наращивания разведанных запасов. Затраты же на его создание составляют до 70% от общих средств на геологоразведочные работы.

Как указывалось выше, выработанность месторождений достигла опасной черты. Поэтому необходимо срочно возвратиться к решению теоретических проблем поисков, в частности, к разработке методики оценки ресурсов месторождений по материалам космических съемок, усовершенствованию глубинных методов исследований недр на базе сверхглубокого бурения и системы глубинных исследований недр и другим научно-практическим задачам, т.е. к восстановлению стратегии глобальных исследований недр страны, по которым Россия десять лет тому назад занимала лидирующее положение в мире.

Исходя из национальных интересов, проработка стратегических вопросов не должна быть прерогативой только Министерства природных ресурсов России. Для проведения эффективной политики в сфере национальной минерально-сырьевой безопасности необходимо учитывать последствия глобализации минерально-сырьевых ресурсов и определить роль нашей страны в будущем мировом минерально-сырьевом обеспечении. По запасам ряда полезных ископаемых Российская Федерация занимает доминирующие позиции. С целью укрепления этих позиций, сохранения основного природного потенциала страны необходимо создание благоприятного правового климата для диверсификации горнодобывающих предприятий с целью обеспечения их экономической стабильности, разработка претензионных мероприятий по вхождению России в международные консорциумы, реализующие глобальное минерально-сырьевое обеспечение (топливно-энергетическое сырье, металлы группы платины, никель), с целью влияния на международные соглашения в интересах России, разработка новой концепции функционирования Федеральной геологической службы России как главного органа управления Государственным фондом недр, воспроизводство минерально-сырьевой базы как национальной системы исследования недр. 

Предложения и рекомендации

Целесообразным является принятие Правительством России документа, регламентирующего проведение государственной экспертизы запасов. Его отсутствие не только стимулировало попытки различных ведомств, как на федеральном, так и региональном уровне подменить объективную геолого-экономическую оценку месторождений волевыми административными решениями, но и позволило расчленять единую систему государственной экспертизы между различными ведомствами и их подразделениями без четкого разграничения их полномочий. В связи с этим государственный контроль за состоянием запасов месторождений оказался во многом утраченным, а государственный баланс как основная система учета запасов перестал отражать реальное состояние минерально-сырьевой базы страны.

По мнению экспертов, состояние распределенного и нераспределенного отечественного фонда недр горнодобывающей промышленности со всей очевидностью показывает, что если в качестве рубежей производства основных полезных ископаемых рассматривать уровни их добычи в 1991 г. то достижение этих рубежей радикально не изменит роль нашей страны на мировом минерально-сырьевом рынке, и к 2025 г. она сможет выйти лишь на уровень развитых стран, достигнутый ими к концу XX столетия.

Таким образом, возникает необходимость:

-         разработки новой национальной минерально-сырьевой политики с максимально жестким разделением федеральных и территориальных интересов в организационных, экономических и финансовых сферах;

-         - совершенствования системы налогообложения с учетом горно-геологических условий, размеров запасов месторождений и ликвидности полезных ископаемых;

-         - создания благоприятных условий для разработки месторождений на условиях концессии;

-         - принятия национального Горного кодекса с полным отражением в нем геологоразведочного и горного производства и всех основ горного дела, включая регламентацию поставок и воспроизводства запасов полезных ископаемых, а также налогообложения.

При разработке Горного кодекса РФ основными концептуальными положениями следовало бы считать следующие:

-         Горный кодекс должен стать основополагающим правовым документом в системе горного законодательства, в соответствии с которым формируются все другие законодательные и подзаконные акты в области горных отношений;

-         - признание исключительности права государственной собственности на ресурсы недр и возможности делегирования этих прав субъектам Федерации в особых случаях;

-         - осуществление государственного регулирования недропользованием на всех иерархических уровнях управления (от федерального до местных органов власти), учитывающего интересы всех сторон, причастных к недропользованию в регионе, в т. ч. и этнических образований, с указанием предела компетенции владения, пользования и управления недрами, а также неотделимость прав владения, пользования и управления от обязанностей и ответственности;

-         - регламентирование представления о недрах не только как об источнике минерально-сырьевых ресурсов, но и совокупности различных по генезису, формам нахождения, параметрам, функциональным возможностям, предназначению и роли георесурсов в человеческой деятельности;

Все это, по нашему мнению, позволит укрепить ресурсный потенциал России, создаст предпосылки устойчивого развития страны и ее вхождения в мировую экономику с целью ее эффективного сотрудничества с другими странами - потенциальными лидерами в будущем обеспечении мира сырьевыми ресурсами.

 

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.