О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- Налогооблажение при выполнениии соглашений о разделе продукции

Название
Налогооблажение при выполнениии соглашений о разделе продукции
Текст

Аналитическая записка

Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции

Введение. 

Соглашение о разделе продукции – договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанным с этим работ. Инвестор (субъект предпринимательской деятельности) обязуется осуществлять проведение указанных в договоре работ за свой счет и на свой риск.

При разделе прибыльной продукции в течение срока действия соглашения инвестор освобождается от взимания налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, кроме налога на прибыль, платежей за пользование недрами и единого социального налога (НДС и акцизы уплачиваются в порядке установленном Налоговым кодексом Российской Федерации). Если соглашением предусматривается раздел производственной продукции или ее стоимостного эквивалента, инвестор освобождается от взимания всех федеральных налогов и сборов (кроме единого социального налога), а также региональных и местных налогов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Их взимание заменяется разделом продукции на условиях соглашения.

В статье 13 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» решаются вопросы, связанные с налогами и платежами при исполнении соглашения. В ней, в частности, предусмотрены случаи освобождения инвестора от взимания отдельных налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей (в том числе при пользовании недрами), а также особенности уплаты налогов и иных платежей, касающиеся главным образом определенных льгот по ним. До внесения некоторых изменений в налоговое законодательство Федеральным законом Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. №32-ФЗ «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» практическое использование норм данной статьи было крайне затруднено и вызывало, пожалуй, наибольшие споры с 1996 г. по следующим основаниям. Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. №1734-I «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» не допускалось внесения изменений в налоговую систему и предоставления налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. При этом изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществлялось путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу. Статьей 56 части первой НК РФ также предусмотрено, что льготами по налогам признаются те преимущества перед другими налогоплательщиками, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах.

В связи с этим делался обоснованный вывод, что в соглашении может предусматриваться изменение порядка уплаты налога (а точнее, предоставления льготы по налогу) только после внесения изменения в соответствующий акт налогового законодательства. После выхода Федерального закона №32-ФЗ эти вопросы в определенной мере решены, так как практически все льготы по налогам и особенности их исчисления нашли конкретное воплощение в дополнениях и изменениях к законам «О недрах», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О таможенном тарифе», «О дорожных фондах в Российской Федерации», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на имущество предприятий», а также в НК РФ. Дополнена также статья 111 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Из этих поправок отметим включение новой объемной статьи 10.1 «Особенности налогообложения прибыли и доходов при исполнении соглашений о разделе продукции» в Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», которой, в частности, предусмотрено в течение всего срока действия соглашений о разделе продукции налог на прибыль взимать по ставкам налога, действовавшим на дату подписания указанных соглашений. Кроме того, в данном Законе существенно переработаны еще 4 статьи. Включена также дополнительная статья 40.1 «Соглашения о разделе продукции» в Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Другими изменениями в этот Закон предусмотрено, в частности, освобождение иностранных инвесторов от взимания таможенных пошлин, НДС и акцизов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ и услуг, предназначенных для выполнения работ по соглашениям. Суть изменений Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» состоит в том, что при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом №225-ФЗ, взимание отдельных федеральных, региональных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Взимание же налогов и сборов, не заменяемое разделом произведенной продукции между государством и инвестором, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о налогах и сборах с учетом положений Федерального закона №225-ФЗ. В Федеральный закон «О недрах» изменения внесены в 22 статьи и касаются не только порядка уплаты соответствующих платежей, но и правил оформления лицензий, прав пользования недрами и др. В частности, пользователи недр, осуществляющие в соответствии с соглашениями добычу разведанных за счет государственных средств полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. 

Согласно календарю рассмотрения вопросов Государственной Думой с 5 по 28 июня 2002 г., 28 июня на пленарном заседании Государственной Думы должно состояться рассмотрение в первом чтении двух альтернативных законопроектов, о налогообложении при выполнении СРП. 

К первому чтению подготовлены следующие законопроекты:

1.      Проект федерального закона №163551-3 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации (далее по тексту – правительственный законопроект);

2.      Проект федерального закона №51470-3 «О внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы А.С.Беляковым, Н.Н.Гончаром, А.Д.Жуковым, С.В.Иваненко, Е.К.Лигачевым, А.Н.Лоторевым, В.С.Медведевым, А.Ю.Мельниковым, А.Ю.Михайловым, К.В.Ремчуковым, Н.И.Рыжковым, А.Н.Чилинганровым, В.И.Юдиным; членами Совета Федерации В.П.Орловым, Б.Н.Третьяком (далее по тексту – депутатский законопроект). 

Правительственный и депутатский законопроекты предполагает дополнить Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) Разделом VIII.2. «Специальные налоговые режимы», а в этом разделе Главой 24.2 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». 

Общие положения 

Правительственный и депутатский законопроекты предполагают установить два способа налогообложения, применяемые в отношении организаций, являющихся инвесторами соглашений в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», при заключении ими соглашений с применением схем раздела продукции, предусмотренных соответственно пунктом 1 и пунктом 2 статьи 8 названного Федерального закона. 

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» гласит: «Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать (за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи) условия и порядок:

определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

определения части произведенной продукции (в том числе ее предельного уровня), которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее компенсационная продукция). При этом состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;

раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, и компенсационной продукции;

передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения». 

Пункт 2 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» гласит: «В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке, чем в том, который установлен в пункте 1 настоящей статьи. При этом соглашение должно предусматривать условия и порядок:

определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

раздела между государством и инвестором произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции указанного раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения о разделе продукции;

передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела должно быть предусмотрено условиями конкурса или аукциона либо в случае заключения соглашения без проведения конкурса или аукциона в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона должно быть установлено решением Правительства Российской Федерации и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации»

Система налогообложения 

В случае заключения соглашения, предусматривающего особенности раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», предполагается применять следующую систему налогообложения: 

По правительственному законопроекту – не освобождаются от уплаты следующих федеральных и региональных налогов и сборов:

1) налога на добавленную стоимость;

2) налога на прибыль организаций;

3) единого социального налога (взноса);

4) налога на добычу полезных ископаемых;

5) платежей за пользование природными ресурсами, включая плату за пользование водными объектами, платежи за загрязнение окружающей среды, платежи за пользование лесным фондом;

6) государственной пошлины;

7) таможенных сборов;

8) федеральных и региональных лицензионных сборов. 

По депутатскому законопроекту - инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) налог на прибыль организаций;

3) единый социальный налог (взнос);

4) налог на добычу полезных ископаемых;

5) платежи за пользование природными ресурсами, плату за пользование водными объектами, лесной доход;

6) государственную пошлину;

7) таможенные сборы;

8) федеральные и региональные лицензионные сборы;

9) земельный налог

В случае заключения соглашения, предусматривающего особенности раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», предполагается применять следующую систему налогообложения: 

По правительственному законопроекту - организация освобождается от уплаты всех федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением единого социального налога (взноса), налога на добавленную стоимость, государственной пошлины, федеральных и региональных лицензионных сборов, таможенных сборов, платежей за пользование природными ресурсами, включая плату за пользование водными объектами, платежи за загрязнение окружающей среды, платежи за пользование лесным фондом), а также местных налогов и сборов и сборов, установленных в соответствии с НК РФ.

В случае если нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение организации от уплаты местных налогов и сборов, часть произведенной продукции, являющаяся долей организации в соответствии с условиями соглашения, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных местных налогов и сборов. При этом распределение между Российской Федерацией и соответствующим субъектом Российской Федерации части произведенной продукции, принадлежащей государству в соответствии с условиями соглашения, или ее стоимостного эквивалента подлежит корректировке на основе договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». 

По депутатскому законопроекту - инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) единый социальный налог (взнос);

3) платежи за пользование природными ресурсами, плату за пользование водными объектами, лесной доход;

4) государственную пошлину;

5) таможенные сборы;

6) федеральные и региональные лицензионные сборы;

7) земельный налог.

Суммы уплаченных инвестором указанных налогов и сборов учитываются при определении долей произведенной продукции, принадлежащих государству и инвестору, в соответствии с условиями соглашения.

При этом инвестор не признается налогоплательщиком и плательщиком сборов в отношении иных федеральных, а также региональных и местных налогов и сборов. 

Налогоплательщики 

Правительственный законопроект предусматривает, что плательщиками налогов и сборов, уплачиваемых при данной системе налогообложения, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашений в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением системы налогообложения при выполнении соглашений, оператору с его согласия. Оператор осуществляет предоставленные ему налогоплательщиком полномочия в соответствии с НК РФ на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика. 

Депутатский законопроект предусматривает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов, в отношении которых применяется предусмотренный настоящей главой специальный налоговый режим, признаются организации, являющиеся инвесторами (сторонами) соглашений в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», а также иные организации, указанные в настоящей главе.

В случае если стороной соглашения является не имеющее статуса юридического лица объединение организаций, положения настоящей главы, относящиеся к инвестору, применяются в отношении каждой организации, являющейся участником указанного объединения. 

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых 

Правительственный законопроект. Налогоплательщики определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате, в соответствии с главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налоговой базой признается стоимость добытых полезных ископаемых, определяемая исходя из сложившегося уровня рыночных цен в отчетном (налоговом) периоде и в соответствии со статьей 340 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению.

При выполнении соглашений, заключенных после вступления в силу настоящей главы, налоговые ставки, установленные статьей 342 НК РФ, применяются с коэффициентом 0,5 и не изменяются в течение всего срока действия указанных соглашений. 

Депутатский законопроект. Положения настоящей статьи применяются при выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Налогоплательщики определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате, в соответствии с главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налоговой базой признается стоимость добытых полезных ископаемых, определяемая в соответствии со статьей 340 НК РФ, с учетом особенностей, установленных в соглашении о разделе продукции.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду полезных ископаемых и отдельно по каждому соглашению.

Налоговая ставка, установленная статьей 342 НК РФ, применяется с 1 января 2002 г. с коэффициентом 0,5.

Данная ставка, с учетом указанного коэффициента, не изменяется в течение всего срока действия соглашения. 

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций 

Правительственный законопроект.

1. Налогоплательщики определяют сумму налога на прибыль организаций (далее в настоящей статье - налог), подлежащую уплате, в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 

2. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в ходе выполнения соглашения. В целях настоящей статьи прибылью налогоплательщика признается его доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.

Доходом налогоплательщика от выполнения соглашения признается часть прибыльной продукции, переданной в его собственность в результате раздела прибыльной продукции между государством и налогоплательщиком в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы.

Под прибыльной продукцией понимается произведенная продукция при выполнении соглашения за вычетом части продукции, стоимостной эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный период.

Условия и методы раздела прибыльной продукции между государством и налогоплательщиком определяются конкретным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Компенсационной продукцией является часть произведенной при выполнении соглашения продукции, которая передается в собственность налогоплательщика для возмещения понесенных им в соответствии с соглашением расходов (возмещаемые расходы). 

3. Возмещаемыми расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика, фактически понесенные в целях выполнения работ по соглашению в соответствии с программой работ и сметой расходов, утвержденными управляющим комитетом, и подлежащие возмещению ему в соответствии с условиями соглашения. Возмещаемые расходы утверждаются управляющим комитетом в порядке, установленном соглашением и законодательством Российской Федерации. Возмещение расходов осуществляется в соответствии с условиями соглашения за счет полученной налогоплательщиком компенсационной продукции.

Определение обоснованных и документально подтвержденных расходов осуществляется согласно статье 252 НК РФ.

В состав возмещаемых расходов включаются:

- расходы, понесенные налогоплательщиком до вступления соглашения в силу;

- расходы, понесенные налогоплательщиком с даты вступления соглашения в силу и в течение всего периода его действия. 

4. В расходы, понесенные налогоплательщиком до вступления соглашения в силу, включаются:

1) расходы на оплату приобретенных товаров (работ, услуг), предназначенных для подготовки к выполнению работ по соглашению (на подготовку и проведение переговоров с целью заключения соглашения, согласование и экспертизу соглашения, разработку технико-экономического обоснования);

2) расходы на поисковые, оценочные и разведочные работы;

3) другие расходы, связанные с соглашением, перечень которых установлен соглашением.

Расходы, понесенные до вступления соглашения в силу, признаются возмещаемыми, если соглашения заключены по ранее не разрабатываемым месторождениям полезных ископаемых.

Указанные расходы могут быть отнесены к возмещаемым в случае, если осуществление налогоплательщиком таких расходов было предварительно одобрено комиссией по разработке условий пользования недрами и подготовке проекта соглашения о разделе продукции по данному участку недр.

Указанные расходы должны быть отражены в смете расходов, представляемой одновременно со сметой расходов на первый год работ по соглашению и возмещаются в порядке и размере, предусмотренными соглашением. 

5. В расходы, понесенные с даты вступления соглашения в силу и в течение всего периода его действия, включаются:

1) фактически осуществленные налогоплательщиком расходы по соглашению.

К ним относятся следующие группы расходов:

- на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей природной среды, в том числе устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;

- на добычу, хранение, переработку и транспортировку минерального сырья до установленного в соглашении пункта раздела;

- другие группы расходов, фактически осуществленные налогоплательщиком при выполнении работ по соглашению, включая расходы, связанные с реализацией попутно добываемой продукции, если это предусмотрено соглашением, перечень которых установлен соглашением.

В составе групп расходов предусматриваются следующие виды расходов:

- на содержание и эксплуатацию, а также ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества (объектов обустройства, пирсов, терминалов, оборудования и других), поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

- на содержание вахтового поселка;

- на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе государственных органов, по сопряженным участкам недр, если приобретение этой информации предусмотрено условиями соглашения или программой работ;

- на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном статьей 264 НК РФ;

- на аренду объектов основных средств;

- материальные расходы:

а) на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроль, содержание, ремонт и эксплуатация основных средств);

б) на приобретение запасных частей и расходных материалов, использованных для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества;

в) на приобретение топлива и энергии, израсходованных на технологические цели;

- прямые управленческие расходы, связанные с выполнением работ по соглашению, в состав которых включаются расходы на содержание служебных зданий, приобретение и содержание электронно-вычислительной техники, оргтехники, служебного легкового транспорта, оплату услуг связи (в том числе почтовые, телефонные, телеграфные и другие), канцелярские, командировочные расходы в соответствии с условиями соглашения;

- косвенные управленческие и административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением работ по соглашению, в состав которых включаются расходы на оплату услуг офисов налогоплательщика, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации, информационных и консультационных услуг, представительские расходы, расходы на рекламу и другие расходы по условиям соглашения, возмещаемые в размере, не превышающем норм управленческих расходов, устанавливаемых в соглашении в процентах к сумме расходов, возмещаемых налогоплательщику в отчетном (налоговом) периоде;

- расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- расходы на оплату труда персонала налогоплательщика в соответствии с принятыми формами и системами оплаты труда, расходы на оплату труда, сохраняемую на время отпуска, включая расходы на оплату проезда и провоза багажа работников и членов их семей в порядке, установленном статьей 255 НК РФ, расходы на переезд работников и подъемные;

- расходы, связанные с отчислениями на социальные нужды, относящиеся к работникам налогоплательщика, не являющимся гражданами Российской Федерации, в размере и порядке, предусмотренными в странах их постоянного места проживания;

- расходы по обязательному и добровольному страхованию имущества в порядке, установленном 263 статьей НК РФ;

- расходы на оплату аудиторских услуг (обязательный аудит), связанных с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности по результатам работы налогоплательщика за отчетный год, а также расходы, связанные с ревизией (аудитом) финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, проведением технической, технологической и других видов экспертиз, осуществленных по требованию государства;

- расходы на уплату единого социального налога;

- таможенные сборы;

- государственная пошлина;

- лицензионные сборы;

- местные налоги и сборы;

- расходы налогоплательщика на компенсацию ущерба, причиненного в результате выполнения работ по соглашению, коренным малочисленным народам на территориях их традиционного проживания и хозяйственной деятельности;

- суммы начисленной амортизации, определяемые в соответствии со статьями 256, 257, 258 и 259 НК РФ. При этом методы начисления амортизации устанавливаются соглашением;

- иные возмещаемые расходы, предусмотренные соглашением и включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, включая оплату услуг оператора по соглашению, за исключением расходов, поименованных в пункте 6 настоящей статьи;

2) отчисления в ликвидационный фонд для финансирования ликвидационных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Управляющий комитет по соглашению может утвердить изменения по отдельным статьям расходов, но не более 5 процентов суммы расходов по соответствующей статье первоначально утвержденной сметы. 

6. Невозмещаемыми расходами признаются расходы, не возмещаемые за счет компенсационной продукции. В состав невозмещаемых расходов включаются расходы, приведенные в следующих группах:

1) расходы, понесенные до вступления соглашения в силу:

- на приобретение пакета геолого-геофизической информации для участия в конкурсе (аукционе);

- на оплату взноса за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участком недр на условиях раздела продукции;

2) расходы, понесенные с даты вступления соглашения в силу:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы);

- регулярные платежи за пользование недрами (ренталс);

- налог на добычу полезных ископаемых;

- налог на прибыль организаций;

- платежи (проценты) по полученным кредитным и заемным средствам, а также комиссионные выплаты по ним;

- на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (расходы на изобретательство), проводимые налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями в соответствии с программой работ и сметой расходов и в порядке, предусмотренном статьей 262 НК РФ;

- расходы по статьям, превышающие ограничения установленные соглашением и не утвержденные в порядке, установленном соглашением;

- расходы, возникшие по вине налогоплательщика, определяемые условиями соглашения;

- штрафы и пени, уплаченные в соответствии с НК РФ;

- расходы, связанные с оплатой стоимости путевок на экскурсии и путешествия;

- суммы платежей за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов сверх установленных лимитов;

- суммы отчислений на социально-экономические нужды субъекта Российской Федерации, на территории которого находится участок недр, разрабатываемый на условиях раздела продукции;

- непроизводительные расходы и иные потери налогоплательщика от хищений, в том числе виновники которых по решению суда не установлены;

- расходы, возникшие по вине налогоплательщика, в том числе присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров и административные правонарушения, а также расходы по возмещению причиненных убытков;

- расходы, связанные с уплатой штрафов и пеней за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

- судебные расходы по рассмотрению споров, связанных с осуществлением деятельности по соглашению;

- не компенсированные виновниками потери от простоев;

- недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц;

3) расходы, не относящиеся к соглашению:

- расходы на реализацию принадлежащей налогоплательщику компенсационной продукции и доли прибыльной продукции, в том числе расходы на доставку этой продукции от пунктов раздела до пункта реализации, если иное не предусмотрено соглашением, потери при транспортировке, затраты на страхование при транспортировке продукции до пункта назначения и другие комиссионные и прочие расходы, связанные с реализацией;

- расходы, связанные с ревизией (аудитом) финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной по требованию его акционеров (учредителей);

- расходы на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не связанных с выполнением соглашения;

- расходы на устранение последствий страхового случая, произведенные сверх суммы страхового возмещения;

- другие расходы, не относящиеся к соглашению. 

7. Порядок возмещения расходов устанавливается соглашением. 

8. Расходы налогоплательщика возмещаются в размере, не превышающем ограничений, установленных соглашением (предельный уровень компенсационной продукции), и в пределах отчета об исполнении сметы затрат, одобренного управляющим комитетом по соглашению.

Остаток возмещаемых расходов на конец налогового (отчетного) периода определяется в виде суммы остатка возмещаемых расходов, не возмещенных налогоплательщику на начало налогового (отчетного) периода и возмещаемых расходов, понесенных в этом периоде, за вычетом расходов, возмещенных в налоговом (отчетном) периоде.

Если стоимость компенсационной продукции на конец налогового (отчетного) периода превысит предельный уровень компенсационной продукции, то возмещение расходов осуществляется в пределах указанного предельного уровня компенсационной продукции.

Если стоимость компенсационной продукции на конец налогового (отчетного) периода меньше или равна предельному уровню компенсационной продукции, налогоплательщику возмещается весь остаток невозмещенных возмещаемых расходов. 

9. Не учитываются при определении налоговой базы доходы налогоплательщика, полученные в виде:

1) суммы возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком, и (или) доход налогоплательщика от реализации продукции, принадлежащей государству, полученной налогоплательщиком в качестве компенсации за не возмещенный своевременно из бюджета налог на добавленную стоимость;

2) денежных средств и иного имущества организации, полученного организацией - участником объединения, не имеющего статуса юридического лица и выступающего в качестве инвестора по соглашению, от других организаций - участников этого объединения, а также полученное инвестором от инвесторов других соглашений или других организаций для финансирования (выполнения) работ по соглашению в соответствии со сметой и программой работ, утвержденными в установленном соглашением порядке по совместному созданию и использованию производственной и иной инфраструктуры;

3) дохода от реализации компенсационной продукции, переданной налогоплательщику для возмещения расходов;

4) дохода (выручки) от реализации продукции, принадлежащей по условиям соглашения государству и реализованной налогоплательщиком. 

10. Налоговой базой при выполнении соглашения является скорректированная в соответствии с настоящим пунктом стоимость части прибыльной продукции, переданной в налоговом (отчетном) периоде в собственность налогоплательщика в результате раздела прибыльной продукции между им и государством, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соглашения.

Стоимость данной продукции определяется в порядке, определенном соглашением с учетом положений статьи 245.13 настоящей главы.

Датой передачи прибыльной продукции в собственность налогоплательщика является дата раздела продукции в соответствии с условиями соглашения в каждом отчетном (налоговом) периоде.

В налоговую базу включаются внереализационные доходы, полученные налогоплательщиком при выполнении соглашения, которые по условиям соглашения не учитываются при уменьшении возмещаемых инвестору расходов, кроме доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с настоящей статьей. 

11. Расходы, вычитаемые при определении налоговой базы, включают:

- проценты по полученным кредитным и заемным средствам, а также комиссионные выплаты по ним с учетом положений главы 25 НК РФ;

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), уплаченные налогоплательщиком в соответствии с условиями соглашения;

- регулярные платежи за пользование недрами (ренталс);

- расходы налогоплательщика на компенсацию государству затрат на поисково-разведочные работы, геолого-экономическую оценку и другие исследования, необходимые для подготовки участка недр к передаче в пользование налогоплательщику;

- расходы на уплату платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулярные платежи за пользование недрами, платежи за пользование природными ресурсами. 

12. В случае если налоговая база, исчисленная в соответствии с положениями настоящей статьи, является для соответствующего налогового периода отрицательной величиной, то она для этого налогового периода признается равной нулю. На величину полученной отрицательной суммы налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу в последующих налоговых периодах в течение всего срока действия соглашения. 

13. Налогоплательщики при выполнении соглашений определяют облагаемую прибыль, исчисляют и уплачивают налог обособленно от исчисления и уплаты налога по другой деятельности, а также раздельно по каждому соглашению. 

14. Налог уплачивается налогоплательщиком в порядке и сроки, предусмотренные главой 25 НК РФ. В случае если налог исчисляется в иностранной валюте, налогоплательщик уплачивает налог в этой или другой иностранной валюте, котируемой Центральным банком Российской Федерации, либо уплачивают эквивалентную сумму в рублях, исчисленную исходя из официального курса этой валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты налога. 

15. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определяются статьей 288 НК РФ. При этом уплата авансовых платежей, а также налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиком по месту нахождения участка недр, представляемого в пользование по соглашению. 

16. Доходы налогоплательщика по другим видам деятельности, не связанные с выполнением соглашения, в том числе вознаграждение за выполнение функций оператора и (или) за реализацию продукции, принадлежащей государству по условиям соглашения, облагаются налогом в общем порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. 

Депутатский законопроект

1. Положения настоящей статьи применяются при выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» 

2. Инвесторы определяют сумму налога на прибыль организаций (далее в настоящей статье - налог), подлежащую уплате, в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 

3. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная инвестором от реализации соглашения. В целях настоящей статьи прибылью инвестора признается его доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.

Доходом инвестора от выполнения соглашения признается часть прибыльной продукции, переданной в его собственность в результате раздела прибыльной продукции между государством и инвестором в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы, уменьшенные на сумму внереализационных расходов, определяемых в соответствии с НК РФ. Условия раздела прибыльной продукции между государством и инвестором определяются соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под прибыльной продукцией понимается произведенная продукция при выполнении соглашения за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный период.

Компенсационной продукцией является часть произведенной при выполнении соглашения продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов (возмещаемые расходы), состав которых устанавливается соглашением в соответствии со статьей 245.15 НК РФ. 

4. Не учитываются при исчислении налоговой базы доходы инвестора, полученные в виде:

1) суммы возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного инвестором;

2) денежные средства и иное имущество, полученное организацией-участником не имеющего статуса юридического лица объединения, выступающего в качестве инвестора, от других организаций - участников этого объединения, а также полученное инвестором от других организаций для финансирования работ по соглашению в соответствии со сметой расходов и программой работ, утвержденными в установленном соглашении порядке;

3) доход от реализации компенсационной продукции;

4) доход, возникающий при возмещении инвестору прошлых затрат, в том числе при возникновении курсовой разницы в результате переоценки;

5) доход (выручка) от реализации продукции, принадлежащей по условиям соглашения государству, и реализованной инвестором;

6) доход (выручка) от реализации части произведенной продукции, которая получена инвестором в качестве компенсации суммы дополнительных налоговых затрат, определяемых в соответствии со статьей 245.21 НК РФ. 

5. Налоговой базой при выполнении соглашения является определенная в соответствии с соглашением и скорректированная в соответствии с настоящей статьей стоимость реализованной прибыльной продукции, принадлежащей инвестору. При этом для целей настоящей статьи реализацией считается также передача инвестором права собственности на указанную прибыльную продукцию или на продукты ее переработки (в том числе на давальческой основе). Датой реализации при безвозмездной передаче считается дата перехода права собственности на прибыльную продукцию или на принадлежащие инвестор) продукты ее переработки.

Налоговая база увеличивается на сумму начисленных по условиям соглашений расчетных процентов, которые фактически получены инвестором в составе возмещаемых затрат в налоговом периоде.

В налоговую базу включаются полученные инвестором внереализационные доходы за вычетом внереализационных расходов, которые по условиям соглашения не учитываются при уменьшении возмещаемых инвестору расходов, кроме доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с настоящей статьей. 

6. Расходы, вычитаемые при определении налоговой базы, включают:

проценты по полученным заемным средствам, а также комиссионные выплаты по ним и другие расходы, связанные с получением и использованием заемных средств для финансирования работ по соглашению;

разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), уплаченные инвестором в соответствии с условиями соглашения;

расходы инвестора на компенсацию государству его затрат на поисково-разведочные работы, геолого-экономическую оценку и другие исследования, необходимые для подготовки участка недр к передаче в пользование инвестору;

все другие, расходы, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, если такие расходы не были отнесены к возмещаемым расходам. 

7. Если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение организаций, каждый участник такого объединения определяет налоговую базу применительно к доле прибыльной продукции, которая поступает в собственность этого налогоплательщика в соответствии с договором между участниками объединения. 

8. В случае, если налоговая база, исчисленная в соответствии с положениями настоящей статьи, является для соответствующего налогового периода отрицательной величиной, налоговая база для этого налогового периода признается равной нулю. На величину полученной отрицательной суммы налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу в последующих налоговых периодах в течение всего срока действия соглашения. 

9. Ставка налога, действующая на дату подписания соглашения, применяется в течение всего срока действия этого соглашения. 

10. Инвестор определяет облагаемую прибыль, исчисляет и уплачивает налог по деятельности, связанной с выполнением соглашения обособленно от исчисления и уплаты налога по другим видам деятельности, не связанным с выполнением соглашения, а также раздельно по каждому соглашению. 

11. Исчисление налога осуществляется на основании данных налогового учета, осуществляемого в соответствии с главой 25 НК РФ. Налоговый учет при выполнении соглашений ведется в валюте Российской Федерации (рублях) или в иностранной валюте. В случае, если по условиям соглашения учет деятельности для целей определения возмещаемых инвестору затрат осуществляется в иностранной валюте, определение налоговой базы и исчисление налога осуществляются в этой валюте.

Данные учета инвестором собственных доходов и расходов, связанных с выполнением соглашения, которые не учтены оператором соглашения, но на величину которых в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи корректируется стоимость реализованной инвестором прибыльной продукции, учитываются этим инвестором при исчислении налога. 

12. Налог не взимается с доходов, полученных в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых инвестором за счет распределяемого дохода, полученного им при выполнении соглашения, а также при перечислении указанного дохода филиалом иностранной организации-инвестора исполнительному органу этой организации за границей. В случае если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение организаций, налог не взимается с указанных доходов, выплачиваемых (перечисляемых) каждой организацией-участником такого объединения. 

13. Налог уплачивается инвестором в порядке и сроки, предусмотренные главой 25 НК РФ. В случае если налог исчисляется в иностранной валюте, инвестор уплачивает налог в этой или другой иностранной валюте, котируемой Центральным банком России, либо уплачивают эквивалентную сумму в рублях, исчисленную исходя из официального курса этой валюты, установленного Центральным банком России на дату уплаты налога. 

14. Особенности исчисления и уплаты налога организацией - инвестором, имеющим обособленные подразделения, определяются статьей 288 НК РФ. При этом уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится инвестором по месту нахождения участка недр, представляемого в пользование по соглашению о разделе продукции. 

15. Доходы инвестора по другим видам деятельности, не связанной с выполнением соглашения, облагаются налогом в общем порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. 

Состав возмещаемых расходов  

1. Возмещаемыми расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, понесенные инвестором в целях выполнения работ по соглашению в соответствии с программой работ и сметой расходов. Возмещаемые расходы утверждаются управляющим комитетом в порядке, установленном соглашением. Возмещение расходов осуществляется в соответствии с условиями соглашения за счет полученной налогоплательщиком компенсационной продукции.

Для целей настоящей главы обоснованными признаются расходы, произведенные в соответствии с программой и сметой работ и утвержденные управляющим комитетом.

Определение документально подтвержденных расходов применяется согласно статье 252 НК РФ. 

2. В состав возмещаемых расходов включаются расходы, понесенные налогоплательщиком:

1) до вступления соглашения в силу;

2) с даты вступления соглашения в силу и в течение всего периода его действия. 

3. В расходы, понесенные инвестором до вступления соглашения в силу включаются:

1) расходы на подготовку и проведение переговоров, согласование и экспертизу соглашения, разработку технико-экономического обоснования и иные расходы на оплату товаров (работ, услуг), предназначенных для подготовки к выполнению работ по соглашению;

2) расходы на проведение поисковых, оценочных и разведочных работ;

3) капитальные расходы на разработку и обустройство месторождений, строительство объектов, предназначенных для выполнения работам по соглашению;

4) затраты по созданию или приобретению имущества, предназначенного для выполнения работ по соглашению;

5) суммы возмещения инвестору или его предшественнику (предшественникам) расходов, понесенных для подготовки и реализации соглашения;

6) другие расходы, перечень которых установлен соглашением.

В случаях, когда добыча минерального сырья на участках недр, предоставленных в пользование на условиях соглашения о разделе продукции, была начата до вступления соглашения в силу, расходы инвестора до вступления соглашения в силу определяются как балансовая (остаточная) стоимость основных фондов, переданных инвестору для выполнения работ по соглашению, либо иными согласованными сторонами соглашения способами.

Указанные расходы должны быть отражены в смете расходов, представляемой одновременно со сметой расходов на первый год работ по соглашению, и возмещаются в порядке и в размере, предусмотренным соглашением. 

4. В расходы, понесенные с даты вступления соглашения в силу и в течение всего периода его действия включаются:

1) фактически осуществленные налогоплательщиком расходы по соглашению:

на поиски, оценку и разведку минерального сырья, разработку и обустройство участка недр с учетом мероприятий по охране окружающей природной среды, включая подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ;

на строительство и эксплуатацию объектов, связанных с деятельностью по соглашению и расположенных за пределами участка недр;

на добычу, подготовку, хранение, переработку, использование, реализацию или распоряжение иным способом минеральным сырьем, а также его транспортировку до установленного в соглашении пункта раздела продукции,

на приобретение геологической и иной информации по сопряженным участкам недр, если приобретение этой информации предусмотрено программой работ;

затраты на переработку минерального сырья и транспортировку продуктов переработки до пункта раздела продукции, если это предусмотрено соглашением;

другие группы расходов, фактически осуществленные инвестором при выполнении работ по соглашению, включая затраты, связанные с реализацией попутно добываемой продукции, если это предусмотрено соглашением. 

В составе указанных групп расходов предусматриваются следующие виды расходов:

материальные расходы;

расходы на оплату труда, указанные в статье 255 НК РФ;

расходы на создание (приобретение) и содержание основных средств и иного имущества (объектов обустройства, добычи, транспорта, пирсов и терминалов), непроизводственных объектов (вахтового поселка и других), а также нематериальных активов, включая расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе у государственных органов, по сопряженным участкам недр;

расходы на ремонт основных средств;

расходы на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в соответствии с программой работ и сметой затрат;

расходы по обязательному и добровольному страхованию имущества в порядке, установленном статьей 263 НК РФ;

административно-управленческие расходы, включая:

а) прямые управленческие расходы, связанные с выполнением работ по соглашению, в состав которых включаются расходы на оплату услуг аппарата управления, командировочные расходы в соответствии с условиями соглашения, расходы на содержание служебных зданий, на приобретение и содержание электронно-вычислительной техники, оргтехники, служебного легкового транспорта, оплату услуг связи, канцелярские, почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, командировочные расходы в соответствии с условиями соглашения;

б) косвенные управленческие и административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением работ по соглашению, в состав которых включаются расходы на оплату услуг офисов инвестора, в том числе расположенных за пределами территории Российской Федерации, на оплату информационных и консультационных услуг, представительские расходы, расходы на рекламу и другие расходы по условиям соглашения, возмещаемые в размере, не превышающем норм, устанавливаемых в соглашении в процентах к сумме расходов, возмещаемых инвестору в отчетном (налоговом) периоде;

прочие расходы, включая:

а) расходы на аренду объектов основных средств, связанных с исполнением соглашения

б) расходы на подготовку и переподготовку кадров;

в) расходы по обеспечению условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) расходы на оплату аудиторских услуг (обязательный аудит), связанных с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности по результатам работы инвестора за отчетный год, а также расходы, связанные с ревизией (аудитом) финансово-хозяйственной деятельности инвестора, проведением технической, технологической и других видов экспертиз, осуществленных по требованию государства;

д) расходы на уплату единого социального налога (взноса);

е) расходы на уплату платежей за пользование природными ресурсами, платы за воду, лесного дохода и земельного налога;

ж) сбор за выдачу лицензий;

з) расходы на переезд работников и подъемные, на оплату проезда и провоза багажа работников и членов их семей;

и) отчисления на социальные нужды, относящиеся к работникам инвестора, не являющимся гражданами Российской Федерации, в размере и порядке, предусмотренном в странах их постоянного места проживания;

и) расходы на уплату платежей за пользование природными ресурсами, плата за пользование водными объектами, лесной доход;

к) расходы по выплате компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования при пользовании участками недр, расположенными на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

л) расходы на компенсацию ущерба в результате стихийных бедствий;

м) расходы по оплате услуг оператора соглашения;

н) иные возмещаемые расходы, предусмотренные соглашением, за исключением расходов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Особенности состава отдельных видов расходов устанавливаются соглашением.

2) отчисления в ликвидационный фонд для финансирования ликвидационных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) сумма расчетных процентов, начисленных на остаток не возмещенных инвестору возмещаемых затрат (аплифт), если начисление таких процентов предусмотрено соглашением. 

5. Невозмещаемыми признаются расходы, не возмещаемые за счет компенсационной продукции. В состав невозмещаемых расходов включаются расходы, понесенные:

1) до вступления соглашения в силу:

- плата за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции;

2) с даты вступления соглашения в силу:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы);

- налог на добычу полезных ископаемых; при этом суммы уплаченного инвестором налога на добычу возмещаются из части произведенной продукции, предназначенной в соответствии с условиями соглашения для уплаты этого налога;

- налог на прибыль организаций;

- платежи (проценты) по полученным заемным средствам, а также комиссионные выплаты по ним;

- расходы, превышающие ограничения, установленные соглашением в отношении отдельных статей расходов;

- штрафы и пени, уплаченные в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом;

- расходы, возникшие по вине налогоплательщика за нарушение условий хозяйственных договоров и административные правонарушения, а также расходы по возмещению причиненных убытков;

- оплата стоимости путевок на экскурсии и путешествия;

- суммы платежей за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ;

- суммы расходов на социально-экономическое развитие нужды субъекта Российской Федерации, на территории которого находится участок недр, предоставленные в пользование на условиях соглашения о разделе продукции; при этом такие суммы возмещаются инвестору из части произведенной продукции, подлежащей передаче в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с договорами, предусмотренными пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»;

- непроизводительные расходы и иные потери налогоплательщика от хищений, в том числе хищений, виновники которых по решению суда не установлены;

- судебные расходы по рассмотрению споров, связанных с осуществлением деятельности по соглашению. 

6. Порядок возмещения расходов устанавливается соглашением. 

Особенности уплаты налога на добавленную стоимость 

Правительственный законопроект

1. При выполнении соглашений налог на добавленную стоимость (далее в настоящей статье - налог) уплачивается в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 

2. В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов при выполнении работ по соглашению превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчетном налоговом периоде (в том числе при отсутствии указанной реализации), то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета по окончании указанного налогового периода в порядке, установленном главой 21 НК РФ, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации за налоговый период.

Налогоплательщик для возмещения ему указанной разницы также обязан представить в налоговые органы следующие документы:

- копия соглашения о разделе продукции;

- копии утвержденных программ работ по соглашению;

- копии утвержденных смет расходов по соглашению;

- копии счетов-фактур на оплату товаров (работ, услуг), выставленных инвестору поставщиком (продавцом);

- копии платежных документов, подтверждающих фактическую оплату выставленных счетов-фактур;

- копии контрактов с инвестором, в рамках которых производится реализация (передача) товаров (работ, услуг);

- первичные документы, подтверждающие принятие инвестором указанных товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету финансово-хозяйственной деятельности по соглашению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок и сроки представления указанных документов в налоговые органы устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. 

3. В случае несоблюдения указанных сроков возмещения суммы, подлежащие возмещению из бюджета, увеличиваются исходя из простой процентной ставки, предусмотренной в соглашении, но не выше одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующем периоде, за каждый день просрочки (при ведении учета в валюте Российской Федерации) или одной трехсот шестидесятой ставки ЛИБОР, действовавшей в соответствующем периоде, за каждый день просрочки (при ведении учета в иностранной валюте). 

4. После начала добычи минерального сырья сумма налога, не возмещенная налогоплательщику из бюджета в установленный срок и уточненная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, возмещается ему за счет уменьшения принадлежащей государству в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции на величину ее стоимостного эквивалента.

Порядок осуществления расчетов доли прибыльной продукции государства, необходимой для возмещения налога, ее распределения между бюджетами; а также порядок корректировки данных налогового учета устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Депутатский законопроект.

1. Налог на добавленную стоимость (далее в настоящей статье - налог) исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 21 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. 

2. От налога освобождается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляемые инвестором и (или) оператором соглашения, а также поставщиками, подрядчиками, перевозчиками и иными юридическими лицами, действующими на основании договоров (контрактов) с инвестором и (или) оператором, в соответствии с программой работ и сметой затрат по соглашению, утвержденными в установленном соглашением порядке. 

3. При применении освобождения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, поставщики, подрядчики, перевозчики и иные лица, осуществляют налоговые вычеты или возмещение налога в соответствии с порядком, установленным пунктами 2-9 статьи 171 и пунктами 1-3 статьи 176 НК РФ. 

4. Предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи освобождение от уплаты налога и порядок налоговых вычетов применяются также в отношении выполнения работ для собственного потребления, ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации поставщиком, подрядчиком, перевозчиком или иным лицом для целей выполнения нескольких соглашений, в том числе при строительстве, монтаже и/или эксплуатации производственных объектов совместного пользования инвесторами или операторами этих соглашений, при совместном использовании инвесторами (операторами) соглашений иного имущества, результатов работ и услуг. 

5. Освобождение от уплаты налога и порядок налоговых вычетов, предусмотренные пунктами 2-4 настоящей статьи, применяются при условии представления инвестором в налоговый орган:

копии указанного договора (контракта) между поставщиком (подрядчиком, перевозчиком, иным лицом) и инвестором или действующим от его имени оператором соглашения (не представляется в отношении строительно-монтажных работ, выполняемых инвестором или оператором для собственного потребления);

гарантийного письма инвестора или действующего от его имени оператора по форме, установленной Правительством Российской Федерации, подтверждающего, что данные товары, работы и (или) услуги (с указанием их стоимости по договору) приобретаются инвестором (оператором), либо что работы выполняются непосредственно инвестором (оператором) в соответствии с программой работ и сметой затрат по соглашению.

Указанное гарантийное письмо готовится инвестором (оператором) в четырех экземплярах, из которых два экземпляра передаются соответствующему поставщику (подрядчику, перевозчику, иному лицу), один экземпляр передается в налоговый орган по месту постановки на учет инвестора (оператора) или (по ввозимым товарам) в контролирующий таможенный орган. Один экземпляр гарантийного письма хранится у инвестора (оператора). При этом в отношении товаров (работ, услуг), предназначенных для выполнения нескольких соглашений, гарантийное письмо готовится инвестором (оператором) каждого из таких соглашений с указанием стоимости товаров, работ, услуг, включенной в смету затрат по соответствующему соглашению.

В случае осуществления поставок при ввозе товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения, либо агентскому договору в налоговые органы, помимо указанных выше документов, представляются:

- договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) инвестора с комиссионером, поверенным, агентом;

- контракт (копия контракта) лица, осуществляющего ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации по поручению налогоплательщика в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором, с иностранным лицом.

В случае изменений в условиях договора (контракта), включая изменения объемов, стоимости, сроков поставок товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, инвестором или действующим от его имени оператором готовится новое гарантийное письмо, заменяющее выданное ранее.

Порядок и сроки представления указанных документов в налоговые органы устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и (по ввозимым товарам) Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

В течение 10 дней после получения указанных документов налоговый (таможенный) орган возвращает заявителю гарантийное письмо инвестора (оператора) с соответствующей отметкой, которое является подтверждением (свидетельством) права налогоплательщика на освобождение от налога в отношении операций по соответствующему договору (контракту). 

6. Освобождаются от налога:

передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по соглашению, между инвестором и оператором соглашения, в том числе передача денежных средств для финансирования работ по соглашению в соответствии с программой работ и сметой, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также между инвесторами (операторами) разных соглашений в связи со строительством, монтажом и/или эксплуатацией объектов совместного пользования инвесторами или операторами этих соглашений;

передача на безвозмездной основе оператором соглашения инвестору (организациям - членам объединения, являющегося инвестором) произведенной продукции, полученной в собственность инвестора по условиям соглашения;

передача инвестором в собственность государству вновь созданного или приобретенного инвестором имущества, используемого для выполнения работ по соглашению, и подлежащего передаче в собственность государства на безвозмездной основе в соответствии с условиями соглашения. 

7. При исчислении налога инвестором и (или) оператором в отношении операций, связанных с выполнением работ по соглашению, из суммы налога, подлежащей внесению в бюджет в каждом налоговом периоде, подлежат вычету все суммы налога, уплаченные инвестором и (или) оператором в этом периоде в связи с выполнением работ по соглашению поставщикам, подрядчикам и (или) иным лицам, которые не применяют освобождение от налога, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи.

При этом суммы налога, предъявляемые налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками, застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, подлежат вычету после даты завершения этапа работ по объектам капитального строительства (принятия к учету этапов выполненных работ) либо по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства.

Положительная разница, возникающая у инвестора и (или) оператора в каком-либо налоговом периоде в случае превышения сумм налоговых вычетов в отношении сумм налога, уплаченных поставщикам, подрядчикам и иным лицам в связи с выполнением работ по соглашению, над суммами налога, исчисленными в этом налоговом периоде, в том числе при отсутствии реализации (передачи) товаров (имущества), работ, услуг, подлежит возмещению инвестору и/или оператору из бюджета в порядке и в сроки, установленные главой 21 НК РФ.

Указанная сумма возмещается в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации за налоговый период. 

8. В случае несоблюдения указанных сроков сумма задолженности, подлежащая возмещению из бюджета, увеличивается исходя из средней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки, при ведении учета и исчислении возмещаемых инвестору затрат по соглашению в валюте Российской Федерации, или исходя из средней за период просрочки ставки ЛИБОР (LIBOR), применяемой по межбанковским кредитам сроком на один год, при ведении учета и исчислении возмещаемых инвестору затрат по соглашению в иностранной валюте. 

9. После начала добычи минерального сырья сумма, не возмещенная налогоплательщику из бюджета в установленный срок и уточненная в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, возмещается ему за счет уменьшения принадлежащей государству в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции на величину ее стоимостного эквивалента. 

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.