О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О недрах"

Название
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О недрах"
Текст

Аналитическая записка 

К проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О недрах» (№198276-3)  (внесен группой депутатов Государственной Думы А.Е.Баранниковым, Г.В.Боосом, В.В.Володиным и др., а также членом Совета Федерации В.В.Тихомировым) 

Основные концептуальные положения законопроекта 

Предлагаемые поправки направлены на перераспределение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ в сфере регулирования вопросов недропользования, включая лицензирование недропользования. Ими существенно расширяется сфера компетенции федерального органа управления государственным фондом недр и сужаются права субъектов РФ по участию в процессе управления недрами, расположенными на их территории, значительно усиливается централизация процесса управления. 

Так, если ранее органы государственной власти субъекта РФ определяли условия и порядок пользования месторождениями полезных ископаемых, которые расположены на территории субъекта РФ, то предполагаемыми поправками сферу их компетенции предлагается сузить до возможности участвовать в согласовании условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых. 

В статью 10 вносится ряд изменений, в соответствии с которыми Правительство РФ наделяется правом принятия решений о выдаче документов, служащих основаниями для получения права на пользование участками недр. Эти решения только согласуются с органами государственной власти субъектов РФ (в действующей редакции закона «О недрах» принимается совместное решение). 

В соответствии с пунктами 5-7 новой редакции статьи 10 федеральный орган управления государственным фондом недр получает право:

без согласования с органами власти субъектов РФ принимать решения о выдаче документов на право геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых;

предоставлять права краткосрочного (до года) пользования участками недр, права пользования которыми были досрочно прекращены;

по согласованию с органами власти субъектов РФ принимать решения по выдаче документов на право пользования участками недр для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ископаемых и др. 

В соответствии с предлагаемыми поправками в часть первую статьи 13 федеральный орган управления государственным фондом недр наделяется правом принятия решений о проведении конкурсов и аукционов. 

Поправками в статью 16 его полномочия также значительно расширяются в вопросах организационного обеспечения государственной системы лицензирования пользования недрами (сейчас действует система равноправного участия  Федерации и субъектов РФ в осуществлении лицензирования).

Органы власти субъектов РФ наделяются правом осуществлять только подготовку условий лицензий на пользование участками недр, предоставление которых относится к их компетенции, участвуют в согласовании программ лицензирования пользования участками недр, условий проведения конкурсов и аукционов, дают предложения о составе конкурсных и аукционных комиссий.

В то же время органы власти субъектов РФ наделяются единоличным правом (без согласования с федеральными органами как ранее) выдавать разрешения на право пользования участками недр для строительства нефте-, газохранилищ, эксплуатации нефте-, газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов, образования особо охраняемых геологических объектов для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. 

Правомерность такого подхода в отношении регулирования ряда объектов из этого перечня, являющихся стратегическими объектами, вызывает определенные сомнения. 

Экономико-правовые последствия принятия предлагаемых поправок 

Оценивая  экономические последствия принятия предлагаемых поправок, следует сказать, что в целом предусмотренная ими схема во многих своих чертах воспроизводит схему  недропользования, которая действовала в советской экономике.

Применимость этой схемы в существующей экономико-правовой ситуации представляется ограниченной, т.к. статьей 72 пункт «в» Конституции РФ  вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. А в соответствии со статьей 1.1 Закона РФ «О недрах» для разграничения предметов  ведения  и  полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в сфере государственного регулирования отношений недропользования предусмотрен фактически только один механизм - федеративные и иные  договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.

С этих позиций замена права принятия решений по вопросам недропользования субъектами РФ совместно с Федерацией на право согласования не является эквивалентной и правомерной. 

В соответствии с положениями действующей редакции Закона «О недрах» (статья 4) к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях отнесены:

1) участие в разработке и реализации государственных  программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

2) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально - сырьевой базы;

3) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

4) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с Российской Федерацией участков  недр федерального, регионального и местного значения; подготовка совместно с Российской  Федерацией  перечней участков недр,  право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

5) по представлению территориальных органов в области управления государственным фондом недр установление конкретных размеров платежей за пользование недрами;

6) определение  условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых.

После принятия предлагаемых поправок возможности субъектов РФ в реализации этих прав будут значительно сужены, что представляется экономически неоправданным.

Следует отметить, что при существенном уменьшении прав ответственность органов государственной власти субъектов РФ в сфере недропользования возрастает. В соответствии с новой редакцией статьи 16 на них, в частности, возлагаются задачи обеспечения необходимых условий для развития промышленности и энергетики региона, удовлетворения потребностей предприятий региона в минерально-сырьевых ресурсах, защиты социально-экономических интересов населения, коренных и малочисленных народов, рационального использования и охран окружающей среды и недр. 

Представляется, что в случае принятия предлагаемых проектом закона поправок возможности субъектов РФ в реализации этих обязанностей не будут подкреплены соответствующими правами. 

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.