О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Аналитические материалы -- Налоговый кодекс Российской Федерации. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Название
Налоговый кодекс Российской Федерации. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Дата выпуска материала
11.06.02
Автор
Материал подготовлен Аналитическим управлением Аппарата ГД, проф. Комаровым С.А.

 

Текст

Налоговый кодекс Российской Федерации. 

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В 1998 году Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ. в России был  введен  налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Он носит рамочный характер, т.е. определяет принципы и порядок установления и введения в действие данного налога на вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными в законе видами деятельности

 

В 2001 году  поступления этого единого налога на вмененный доход, по данным МНС, составили 19,5 млрд.

 

В  апреле 2002 г Правительство  РФ внесло в Государственную Думу проект главы 26.3 Налогового кодекса РФ “Система налогообложения в виде единого налога на   вмененный доход для отдельных видов деятельности”.

 Что нового вносит эта  глава Налогового кодекса в существующую уже практику   применения этой  системы налогообложения и как она скажется на  бюджете и деятельности предпринимателей?

 

Кто вводит новый налог?

 

Единый налог является региональным налогом. Это означает, что он устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время субъекты федерации определяют:

сферы предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в пределах перечня, установленного в федеральном законе;

размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога;

иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

В законопроекте, внесенном Правительством РФ, компетенция субъектов РФ в этой сфере значительно уменьшится. Они будут вправе определить только:

порядок введения налога на территории субъекта РФ;

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог;

значение одного из коэффициентов.

 

Что заменяет собой  единый налог?

 

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности потому так и называется, что заменяет собой уплату других налогов.  По действующему закону с момента перехода на единый налог с плательщиков этого налога, кроме него,  взимается:

государственная пошлина;

таможенные пошлины и иные таможенные платежи;

лицензионные и регистрационные сборы;

налог на приобретение транспортных средств;

налог на владельцев транспортных средств;

земельный налог;

налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

налог на доходы, уплачиваемый физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в законе;

удержанные суммы налога на доходы физических лиц, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат;  единого социального налога. Другими  словами, в законе прямо  и исчерпывающе перечислены все налоги и сборы, которые  должен платить налогоплательщик единого налога.

 

В  новом законопроекте используется другой способ замены единым налогом уплаты иных налогов. В нем определены только налоги, которые не будут уплачиваться, остальные обязательны к уплате. Причем перечень таких налогов установлен отдельно для организаций и индивидуальных предпринимателей.

 

Уплата единого налога организациями предусматривает замену:

налога на прибыль организации (в части прибыли, полученной от деятельности, облагаемой единым налогом);

налога на добавленную стоимость;

налога с продаж (в части тех объектов налогообложения, которые облагаются единым налогом);

налога на имущество организаций (в части имущества, используемого для ведения ниже указанной предпринимательской деятельности). 

 

Уплата единого налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену:

налога на доходы физического лица (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом);

налога на добавленную стоимость и  налога с продаж (в части тех объектов налогообложения, которые, облагаются единым налогом);

налога  на имущество физического лица (в отношении имущества, используемого для осуществления деятельности, указанной ниже).

Налогоплательщики единого налога освобождаются от уплаты единого социального налога с тех сумм, которые они выплачивают своим работникам, а также с доходов индивидуального предпринимателя. 

 

 В каких сферах деятельности применяется единый налог?

 

 По действующему закону плательщиками единого налога являются юридические лица и(или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:

1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;

2) оказание бытовых услуг физическим лицам;

3) оказание физическим лицам парикмахерских услуг, медицинских, косметологических услуг, ветеринарных и зооуслуг;

4) оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;

5) оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;

6) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);

7) розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

8) розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами;

9) розничная стационарная торговля горюче-смазочными материалами;

10) оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

11) оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

12) оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;

13) деятельность организаций по сбору металлолома;

14) изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов.

 

В соответствие с законопроектом предлагается изменить данный перечень, сократив его и  включив только  следующие виды деятельности:

услуги прачечных, химчисток

услуги по чистке обуви.

 Таким образом,  из  этой системы налогообложения  исключаются:

оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;

оказание физическим лицам медицинских, косметологических услуг;

оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;

оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;

розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами;

розничная стационарная торговля горюче-смазочными материалами;

оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;

деятельность организаций по сбору металлолома;

изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов.

 

Предлагается расширить перечень лиц, имеющих право перейти на вмененный налог, которые занимаются розничной торговлей, общественным питанием и перевозкой пассажиров. Теперь критерием  при  переходе на единый налог, не будет выступать численность работников. Данный критерий вызывал много вопросов по поводу принципов подсчета числа работников. Новый критерий для розничной торговли и общественного питания - это размер торгового зала. Площадь торгового зала - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемых на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

 

Предприниматель вправе перейти на уплату единого налога, если он осуществляет розничную торговлю через магазины с площадью торгового зала не более 70 квадратных метров, а также через  палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. Впервые законодательно закрепляется понятие розничной торговли. Это - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

К данному виду деятельности не относится реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без нее, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.

 

Для общественного питания критерием также будет выступать размер используемого зала. Его площадью должна быть не более 70 квадратных метров. Имеется в виду, что данный показатель применяется к каждой отдельной точке, а не к общей площади всех помещений юридического лица.

 

Для автотранспортных услуг критерием будет количество используемых автомашин. Перейти на уплату единого налога вправе будут предприниматели, осуществляющие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, использующие не более 20 автомашин. 

 

 Какие  доходы  является объектом налогообложения?

 

В настоящее время объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Причем, сейчас вмененный доход – это потенциально возможный валовой доход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода,  В законопроекте понятие вмененного дохода  значительно изменено, в нем потенциально необходимые затраты не упоминаются.

Налоговый период по единому налогу равен одному кварталу. Это положение осталось без изменения и в проекте.

 

Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Формы отчетности устанавливаются субъектами Российской Федерации.

 

При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.

При осуществлении плательщиком единого налога нескольких видов деятельности, часть из которых не подпадает под действие перечисленных в законе видов деятельности, общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).

 

В случае осуществления одновременно на одной и той же площади одними и теми же работниками оптовой и розничной торговли площадь торгового зала, приходящегося на розничную торговлю, определять и рассчитывать сумму единого налога на вмененный доход целесообразно пропорционально удельному весу выручки, полученной от розничной торговли, в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом необходимо вести раздельный учет оптовой и розничной торговли.

 

Ставка и порядок расчета единого налога

 

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов вмененного дохода. В законопроекте налоговую ставку предлагается оставить без изменения.

Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.

 

Базовая доходность - условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях.

 

Коэффициенты определяются в зависимости от:

типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;

места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и другие);

характера местности (тип автомагистрали и другие), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;

удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;

удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта;

характера реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);

ассортимента реализуемой продукции;

качества предоставляемых услуг;

сезонности;

суточности работы;

качества занимаемого помещения;

производительности используемого оборудования;

возможности использования дополнительной инфраструктуры;

инфляции;

количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.

Размер вмененного дохода и значения иных составляющих формул расчета единого налога устанавливаются субъектами Российской Федерации.

 

В законопроекте, внесенном Правительством РФ, дается определение налоговой базы. Ею признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по виду деятельности и величины физических показателей, характеризующих тот или иной вид деятельности.  

 

Размер базовой доходности в месяц и понятие физических показателей для определенного вида деятельности установлен в законопроекте.

 

Виды предпринимательской деятельности

Физические  показатели

Базовая доходность в месяц

 

Оказание бытовых услуг физическим лицам

Количество работников, занятых при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом

 

    4 000  рублей

 

Ветеринарные услуги

 

Количество работников, занятых при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом

 

     4 000 рублей

Услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств – количество работающих

Количество работников, занятых при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом

 

     7 000  рублей

Розничная торговля, осуществляемая  через   объекты стационарной торговой сети, имеющих  торговые залы

Площадь торгового зала

(кв.м.)

 

    1000 рублей

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети.

Торговое место

 

    5 000 рублей

 

Общественное питание

Площадь зала обслуживания посетителей

(кв.м.)

 

    500 рублей

 

Автотранспортные услуги

 

Количество машин, используемых для перевозок грузов и пассажиров

    4 000 рублей

 

В законопроекте установлено всего 3 коэффициента (К1, К2, К3), на которые корректируется (умножается) базовая доходность.

 

К1 - коэффициент, учитывающий совокупность особенностей населенного пункта или месторасположения, а также местоположения внутри населенного пункта. Определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром России для данного вида деятельности;

 

К2 – коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), сезонности, зависимости от площади, занимаемой местом осуществления розничной торговли, для отдельных мест осуществления такой торговли типа времени работы

 

К3 - коэффициент инфляции (индекс - дефлятор цен).

Значения коэффициентов К1 и К3 определяются федеральным законом Российской Федерации.

Значения коэффициентов К2 определяются субъектами Российской Федерации на финансовый год  и  могут быть установлены в пределах  от 1 до 0,5.

 В случае если в течение налогового периода произошло изменение величин корректирующих коэффициентов, налогоплательщик по итогам налогового периода рассчитывает налог исходя из показателей, имевшихся на начало налогового периода. Изменение суммы единого налога, возможно только с начала следующего налогового периода.

В случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение количества единиц физических показателей,  налогоплательщик учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло это изменение физических показателей.

Порядок исчисления и сроки уплаты единого налога

 

Порядок исчисления единого налога определяется субъектами Российской Федерации.

 По действующему закону, уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц. Сроки уплаты авансового платежа устанавливаются субъектами Российской Федерации.

 

В настоящее время налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов.

 

В законопроекте предлагается изменить порядок уплаты единого налога. Уплата единого налога будет производится по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. 

 В законопроекте отменен порядок уменьшения вмененного дохода на величину расходов, но предусмотрена возможность уменьшение единого налога на сумму обязательных пенсионных взносов, при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работниками, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на двадцать пять процентов.  

 

Свидетельство об уплате единого налога

 

По действующему закону документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога, является свидетельство об уплате единого налога. На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и другие), свидетельство выдается на каждое из таких мест.

 

В свидетельстве указываются наименование или фамилия, имя, отчество налогоплательщика, вид (виды) осуществляемой им деятельности, место его нахождения, идентификационный номер, номера расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога, натуральные показатели, характеризующие осуществляемую им предпринимательскую деятельность, показатели базовой доходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении суммы единого налога.

 

Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.

При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой "взамен ранее утерянного". Плата за новое свидетельство составляет не более 20 процентов стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период.

При повторной утрате свидетельства на оставшийся налоговый период оно приобретается за 100 процентов стоимости на оставшийся налоговый период.

В законопроекте предлагается отменить свидетельство и обязать налогоплательщиков единого налога подавать налоговую декларацию. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика или по месту осуществления предпринимательской деятельности не позднее 25 числа первого месяца следующего налогового периода. 

 

Порядок перехода на уплату единого налога

 

Переход к уплате единого налога для предпринимателей в субъектах РФ, которые ввели в действие данный налог, обязателен. Это положение действующего законодательства остается без изменения.

 

Принятый органами субъекта Российской Федерации нормативный правовой акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу.

 

Не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного нормативного правового акта все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде.

 

Органы налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет проверяют приведенные в представленных расчетах данные и не позднее одного месяца после получения указанных расчетов официально уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога с указанием в уведомлении конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период, по налогоплательщику в целом и по каждому месту осуществления деятельности. 

*     *     *

Таковы основные изменения, предлагаемые проектом  26.3 главы Налогового кодекса. В целом значение нового порядка этой системы налогообложения в том, что она упрощает процедуру налогообложения и предоставления отчетности, что создаст более благоприятные условия  для развития малого бизнеса.




наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.