О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ


Заседания Правительства РФ -- (2006.05.24) Отчет заседания Правительства РФ за 24 мая 2006 года

Дата
24.05.06
Утвержденная повестка дня

На заседании Правительства Российской Федерации 24 мая 2006 г. рассматриваются следующие вопросы.

1. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства

По инициативе Минэкономразвития России в федеральном бюджете на 2005 год впервые после длительного перерыва были предусмотрены значительные средства на государственную поддержку малого бизнеса -1,5 млрд. руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 было определено, что средства федерального бюджета, предусмотренные на эти цели, предоставляются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии софинансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов.

С целью достижения максимального макроэкономического результата, бюджетной эффективности приоритетными были определены следующие целевые группы субъектов малого предпринимательства:

начинающие предприниматели;

малые предприятия, активно инвестирующие в повышение эффективности своей деятельности, в том числе в научно-технической сфере;

быстрорастущие и экспортно-ориентированные малые предприятия.

Учитывая значительные различия в социально-экономическом развитии регионов России и их бюджетные возможности, Минэкономразвития России определило, что для большей части субъектов Российской Федерации соотношение расходов федерального бюджета к расходам их бюджетов должно быть паритетным (50-50). Для высокодотационных регионов предусмотрена льгота - 70% расходов берет на себя федеральный бюджет, 30% - региональный. Для городов Москва и Санкт-Петербург установлена другая пропорция - 30% за счет федерального, а 70% за счет бюджетов этих регионов.

Все субъекты Российской Федерации, согласившиеся с условиями предоставления средств федерального бюджета, имеют право принимать участие в открытых конкурсах, организуемых Минэкономразвития России.

Конкурсные процедуры максимально прозрачны. В конкурсную комиссию включены представители предпринимательских кругов и федеральных органов исполнительной власти.

Итоги реализации программы в 2005 году

Для участия в конкурсах на предоставление средств федерального бюджета в 2005 году было представлено 152 заявки из 61 субъекта Российской Федерации на общую сумму, превышающую 2,5 млрд. руб.

За счет средств федерального бюджета в 2005 году было поддержано 108 заявок субъектов Российской Федерации на общую сумму 1 493 млн. руб.

При этом совокупный размер расходов федерального и региональных бюджетов на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в 2005 году составил 2 580 млн. руб. (58% - федеральный бюджет, 42% - бюджеты регионов).

Создание и развитие бизнес-инкубаторов

В Российской Федерации к числу бизнес-инкубаторов относятся около 80 объектов инфраструктуры, созданных, в том числе за счет средств региональных и местных бюджетов.

Основные задачи бизнес-инкубатора:

создание новых компаний и новых рабочих мест;

увеличение выживаемости компаний.

патронирование стартующих малых компаний, оказание профессиональных услуг по развитию бизнеса, предоставление микрофинансовых услуг или содействие в поиске кредиторов и (или) инвесторов.

Размещение стартующих предпринимателей в бизнес-инкубаторе значительно повышает их шансы на выживание.

В 2005 году при софинансировании из федерального бюджета начата реализация 40 проектов создания бизнес-инкубаторов в 33 регионах России.

7 проектов имеют инновационную направленность (Томск, Новосибирск, Москва и др.), 10 проектов - комбинированного офисно-производственного назначения (Оренбург, Бурятия и др.), 23 бизнес-инкубатора - офисного типа.

Преимуществом при принятии решений о поддержке за счет средств федерального бюджета пользуются проекты создания (развития) бизнес-инкубаторов, имеющие явно выраженную специализацию и ориентированные на высокотехнологичные предприятия.

В течение II квартала 2006 года планируется открытие первых 15 бизнес-инкубаторов, в том числе:

на 12 мая 2006 г. запланировано открытие инновационного инкубатора общей площадью около 10 тыс. кв. метров в г. Казань (60 отдельных офисов - 600 рабочих мест).

на июнь 2006 г. запланировано открытие инновационно-производственного инкубатора общей площадью 3700 кв. метров в г. Нальчик.

Для участия в конкурсе на предоставление средств федерального бюджета на создание и развитие бизнес-инкубаторов в 2006 году до настоящего момента представлено 60 заявок на общую сумму 1 013 млн. руб. Предполагаемый размер расходов на реализацию заявленных на конкурс проектов за счет средств региональных бюджетов - 880 млн. руб.

Минэкономразвития России принято решение, что для участия в конкурсах в 2006 году допускаются и объекты, находящиеся в муниципальной собственности. При этом для финансирования проектов создания муниципальных бизнес-инкубаторов в дополнение к средствам федерального и региональных бюджетов будут использоваться и средства бюджетов муниципальных образований.

Студенческие бизнес-инкубаторы

В настоящее время Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России прорабатывается вопрос создания студенческих инновационных бизнес-инкубаторов при ведущих российских высших учебных заведениях.

В дополнение к традиционному перечню услуг, бизнес-инкубаторы при ведущих вузах смогут:

использовать значительные библиотечные фонды;

оперативно получать консультации профильных профессоров и преподавателей.

В Российской Федерации ряд университетов уже реализует программы создания бизнес-инкубаторов (Белгородский государственный университет, Красноярский государственный технический университет, Томский государственный университет).

Предлагается в 2006 году включить в перечень федеральных инициатив поддержки малого предпринимательства такую программу и реализовать ее на базе объектов недвижимости, переданных в управление учреждениям высшего профессионального образования с технической и естественно-научной специализацией.

Средства на финансирование 5-7 проектов могут быть выделены из средств федеральной адресной инвестиционной программы (ФАЙЛ) в размере 200 млн. руб. за счет 500 млн. руб., предусмотренных для Минэкономразвития России на строительство и реконструкцию региональных бизнес-инкубаторов для субъектов малого предпринимательства.

Отбор на конкурсной основе проектов студенческих бизнес-инкубаторов будет организован совместно Федеральным агентством по образованию и Минэкономразвития России при условии софинансирования в размере не менее 50 % за счет внебюджетных средств вузов.

Планируется за период 2006-2008 гг. создать 20-30 студенческих бизнес-инкубаторов при ведущих высших учебных заведениях страны.

Поддержка экспорта малых предприятий

В 2005 году такая программа стартовала в России. За счет средств федерального и региональных бюджетов компенсируются затраты малых предприятий на:

субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта (50% затрат, но не более одной второй ставки рефинансирования ЦБ);

субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия (50% затрат, но не более 200 тыс. руб. на получение одного сертификата и не более 600 тыс. руб. на одно малое предприятие);

субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (две трети от затрат на оплату выставочных площадей).

Всего на реализацию данного мероприятия из федерального бюджета в 2005 году 12 регионам было предоставлено более 57 млн. руб.

По состоянию на 1 января 2006 г. получателями субсидий в размере 7,3 млн. руб. стали 45 хозяйствующих субъектов. Оставшиеся средства будут использованы в течение 2006 года.

В 2006 году значительно вырос интерес регионов к конкурсу для получения субсидий. Для участия в конкурсе поступило почти в два раз больше заявок при 20% росте общей суммы запрашиваемых субсидий. Это объясняется ростом спроса малых предприятий к данному мероприятию в результате проведенной регионами в 2005 году работы по их поиску.

Кроме того, анализ показал, что одним из самых серьезных барьеров при выходе малых предприятий на внешние рынки является защита прав на принадлежащие им объекты интеллектуальной собственности. Особенно это актуально для высокотехнологичных компаний, “богатство” которых в основном состоит из нематериальных активов.

Проект Евросоюза по поддержке экспорта малых инновационных компаний

Для развития экспортного потенциала малого предпринимательства, при финансовой поддержке Европейского союза (3 млн. евро), в начале 2006 года стартовал проект по созданию в пяти субъектах Российской Федерации пилотных центров поддержки экспорта малого инновационного бизнеса, предусматривающий, в том числе, подключение создаваемых центров к европейским сетям обмена маркетинговой информацией.

Среди основных задач проекта - выявление и (по возможности) устранение барьеров на пути выхода малых инновационных компаний на мировые рынки на примере 25 отобранных на конкурсной основе малых предприятий. Предварительный интерес к участию в проекте проявили 16 российских регионов - участников федеральной программы поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий.

Развитие системы кредитования и лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства

Целью данной программы является расширение объемов предложения и снижение стоимости кредитов, привлекаемых отдельными категориями субъектов малого предпринимательства, в первую очередь - начинающими и быстрорастущими.

На снижение стоимости микрокредитов нацелена программа развития микрофинансового сектора, начатая в 2005 году.

В целях исключения прямого кредитования (фондирования) субъектов предпринимательской деятельности за счет бюджетных средств по инициативе Минэкономразвития России Правительством Российской Федерации было принято решение о косвенном стимулировании развития данного сектора путем субсидирования:

части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет в российских кредитных организациях кредитными потребительскими кооперативами граждан и потребительскими обществами (далее - кооперативы) с целью предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности;

части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (далее - сельскохозяйственные кооперативы) с целью предоставления займов членам сельскохозяйственных кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности.

19 субъектам Российской Федерации на эти цели из федерального бюджета в 2005 году было предоставлено 30 млн. руб.

Практика реализации данного мероприятия в регионах показала, что ключевой проблемой в расширении объемов кредитования малого бизнеса, является не стоимость капитала (процентная ставка), а его доступность - большинство начинающих и быстрорастущих предприятий просто не обладает ликвидным залоговым обеспечением для привлечения банковских кредитов.

На решение этой задачи - расширения доступа таких предприятий к кредитным ресурсам банков при недостаточности собственной залоговой базы и нацелена другая инициатива Правительства России, реализация которой начата в конце 2005 года в рамках данного мероприятия.

На конкурсной основе 31 субъекту Российской Федерации на общую сумму около 293 млн. руб. были предоставлены субвенции на субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, кооперативов (сельскохозяйственных кооперативов), связанных с выплатой вознаграждения по банковской гарантии (договору поручительства) по кредитам, привлеченным на срок не более 5 лет.

Средства, направленные на реализацию данного мероприятия в региональные бюджеты, позволят субъектам малого предпринимательства дополнительно привлечь не менее 1,5-2,0 млрд. руб. финансовых ресурсов (мультипликатор может составить 5-7).

В 2006 году реализация данного мероприятия продолжается, в том числе за счет средств, предоставленных регионам из федерального бюджета в 2005 году.

В настоящее время по инициативе Минэкономразвития России Центральным Банком Российской Федерации рассматривается вопрос о возможности внесения изменений в нормативную базу, предполагающих снижение требований к банкам в части формирования ими резервов при выдаче кредитов микрофинансовым организациям, включая кредитные кооперативы.

Средства, выделяемые из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта “Развитие АПК” усиливают и дополняют инициативы по развитию системы кредитования субъектов малого предпринимательства на селе - фермерских (крестьянских) хозяйств, в том числе за счет повышения кредитоспособности кооперативов, принимающих участие в программе субсидирования гарантий (поручительств) по привлекаемым ими кредитам.

Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере

В 2005 стартовала программа создания сети частно-государственных региональных венчурных фондов.

Формирование фондов обеспечивается из трех источников:

средства региональных бюджетов - до25 %;

средства федерального бюджета - до 25% (в объеме, равном расходам региональных бюджетов);

средства из внебюджетных источников - не менее 25%.

Фонды будут создаваться в форме закрытых паевых инвестиционных фондов категории особо рисковых (венчурных) инвестиций. Государственное регулирование их деятельности осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам в соответствии с федеральным законом “Об инвестиционных фондах”.

Размер каждого фонда - от 120 до 800 млн. руб. Со средствами внебюджетных инвесторов общий объем шести фондов составит не менее 2 240 млн. руб. Для всех создаваемых фондов Минэкономразвития России установлено, что размер инвестиций в один проект не может превышать 15% от их объема. Это означает, что в течение срока жизни фондов из них будет профинансировано как минимум от 70 до 100 инновационных, коммерчески привлекательных бизнес-проектов.

В соответствии с ожиданиями участников конкурса доходность создаваемых венчурных фондов может достичь 25-35 % в год, что является адекватной платой за риск такого рода инвестиций.

Формирование первых пяти фондов будет завершено до конца августа текущего года и уже в сентябре они начнут прием и рассмотрение бизнес-планов малых инновационных компаний.

В 2006 году реализация данного мероприятия продолжена. Запрашиваемый объем субсидий из федерального бюджета - 786 млн. руб., что предполагает создание региональных фондов общим объемом 3 144 млн. руб.

По итогам 2005-2007 гг. всего может быть создано 15-20 таких региональных и межрегиональных фондов.

Программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

В Фонд, как один из трех государственных научных фондов, ежегодно направляется фиксированный процент средств федерального бюджета на гражданскую науку. Эта величина в настоящее время составляет 1,5% (1 075 млн. руб. в 2006 году).

Цель деятельности Фонда - содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара и создать на его основе малую наукоемкую компанию.

За период деятельности Фонда (до 1 января 2006 г.) Фондом было рассмотрено более 10 000 проектов, свыше половины которых из регионов России. Представительства Фонда активно работают в 25 субъектах Российской Федерации.

По отдельным видам продукции доля малых и (выросших из них) средних инновационных компаний в общем объёме производимой российскими предприятиями продукции превышает 50%.

Малые предприятия - получатели данного вида поддержки, освоили свыше 1000 запатентованных изобретений, выпустили на их основе продукции на десятки миллиардов рублей, их отчисления государству в виде налогов превысили в 2,4 раза сумму полученных ими бюджетных средств. Стоимость их основных фондов увеличилась в 11,3 раза, а выработка на одного работающего в 12,7 раза (в компаниях по информационным технологиям достигла 1,5 млн. руб.), в фирмах созданы тысячи новых рабочих мест. Предприятия получили столько же новых патентов.

Национальный проект “Развитие агропромышленного комплекса”

Государственная поддержка малого предпринимательства в сельской местности реализуется в рамках приоритетного национального проекта “Развитие АПК”. Указанным проектом предусмотрено стимулирование малых форм хозяйствования в АПК через повышение доступности кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные.

Для реализации этого направления в федеральном бюджете на 2006 год предусмотрено 2,9 млрд. руб. в качестве субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования АПК, и 3,7 млрд. руб. в качестве взноса в уставный капитал ОАО “Россельхозбанк”, которые будут направлены на кредитование сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В целях реализации приоритетного национального проекта приняты 5 постановлений Правительства Российской Федерации, определяющих правила предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, перерабатывающими) в российских банках и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на условиях софинансирования. Размер субсидии установлен на уровне 95% ставки рефинансирования Центрального Банка России - из федерального бюджета и 5% ставки рефинансирования - из бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Об исполнении федерального бюджета за 2005 год. Основные характеристики исполнения федерального бюджета за 2005 год

По итогам исполнения федерального бюджета за 2005 год доходы федерального бюджета (с учетом ЕСН) сложились в сумме 5127,2 млрд. руб. (23,7% к предварительной оценке объема ВВП, что на 3,5 процентных пункта выше уровня 2004 года). Доходы федерального бюджета (без учета ЕСН) сложились в сумме 4859,7 млрд. руб. (22,5% к ВВП, что на 4,9 процентных пункта выше уровня 2004 года).

Расходы федерального бюджета (с учетом средств ЕСН, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации) за отчетный период по финансированию составили 3596,4 млрд. рублей, по объему кассовых расходов - 3514,4 млрд. руб. (16,3% к ВВП, что на 0,4 процентных пункта выше уровня расходов за 2004 год). Кассовые расходы федерального бюджета (без учета средств ЕСН, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации) составили 3246,8 млрд. руб. (15,0% к ВВП, что на 1,7 процентных пункта выше уровня расходов 2004 года).

Профицит федерального бюджета по объему кассовых расходов сложился в сумме 1612,9 млрд. руб. (7,5% к ВВП, что на 3,2 процентных пункта выше уровня 2004 года).

Доходы федерального бюджета за 2005 год

Как и в предыдущие годы, наибольшую долю в фактическом объеме доходов составили налоговые доходы (14,5% к ВВП), объем поступления которых достиг 3130,2 млрд. руб. (102,4% к годовым бюджетным назначениям). Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2005 году была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость в размере 1519,8 млрд.руб., что составляет 47,1% от общего объема налоговых доходов, налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами в сумме 872,3 млрд. руб. (27,9%), налога на прибыль организаций – 370,5 млрд.руб. (12,1%).

Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированным с учетом уточнений уровнем на 2005 год составило 74,1 млрд.рублей или 2,4%, что, прежде всего, связано с ростом по сравнению с прогнозируемыми показателями объема ВВП и мировых цен на энергоносители, увеличением добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта.

Вместе с тем, следует отметить, что в 2005 году не выполнены плановые показатели по поступлению в федеральных бюджет НДС по товарам, произведенным на территории Российской Федерации (исполнено на 95,6%), вследствие, прежде всего, изменения налогооблагаемой базы, а также изменения объемов экспорта и импорта, влияющих на суммы возмещения НДС. В этой связи следует отметить, что, по информации Минфина России, за 2005 год налогоплательщиками заявлено к возмещению НДС на сумму 683 млрд. руб. (на 40,6% больше, чем за 2004 год), возмещено НДС налоговыми органами в размере 459,1 млрд. руб. (на 40,4% больше, чем за 2004 год), остаток нерассмотренных заявленных сумм возмещения НДС на 1 января 2006 г. составил 192 млрд. руб. (на 67% больше, чем на 1 января 2005 г.).

Кроме того, в отчетном периоде не выполнены плановые задания по поступлению в федеральный бюджет по акцизам на этиловый спирт-сырец и спирт этиловый (исполнено на 68,7%), а также по акцизам на автомобильный бензин (исполнено на 95,6%), что обусловлено, прежде всего, снижением объема реализации подакцизной продукции.

Поступление средств от уплаты ЕСН в федеральный бюджет за отчетный период составило 267,5 млрд. руб. (100,5% к годовым бюджетным назначениям) или 1,2% к ВВП.

Неналоговые доходы поступили в федеральный бюджет в объеме 1910,4 млрд. рублей (103,8% к бюджетному заданию). Объем неналоговых доходов в 2005 году составил 8,8% ВВП, их доля в общем объеме доходов федерального бюджета – 37,3% (в 2004 году – 6,6%, существенный рост доли объясняется включением с 2005 года доходов от внешнеэкономической деятельности в состав неналоговых доходов). Поступление неналоговых доходов на 88% было обеспеченно поступлениями доходов от внешнеэкономической деятельности.

Расходы федерального бюджета за 2005 год

Исполнение федерального бюджета по кассовым расходам в отчетном периоде составило 3514,4 млрд. руб. и отмечалось незначительным недовыполнением плана, предусмотренного уточненной сводной бюджетной росписью (98,3%).

Объем непроцентных расходов (с учетом средств ЕСН, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации) составил 3306 млрд. руб. (15,3% ВВП, что на 0,6 процентных пункта выше уровня 2004 года), объем непроцентных расходов (без учета средств ЕСН, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации) составил 3038,5 млрд. руб. (14,1% ВВП, что на 2 процентных пункта выше уровня 2004 года).

В структуре непроцентных расходов (по кассовому исполнению) наибольшую долю занимают межбюджетные трансферты – 37,7%, расходы на национальную оборону – 17,6%, национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 13,6%.

Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства в отчетном периоде проведены в основном в соответствии с уточненной бюджетной росписью (на уровне 99,1% и 99,8%, соответственно). Также в соответствии с бюджетными назначениями осуществлены расходы на предоставление межбюджетных трансфертов (99,6%), и культуру и кинематографию (98,6%).

По разделу "Образование" кассовые расходы составили 101,7% к уточненной бюджетной росписи. Превышение исполнения над плановыми показателями обусловлено отражением в составе расходов федерального бюджета средств, полученных от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями образования (данные средства не включаются в плановые показатели при формировании федерального бюджета).

Самый низкий показатель по объему кассовых расходов расходов сложился по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" – 63,1% от уточненной бюджетной росписи. Основные причины этого связаны с затянувшейся реорганизацией Росстроя и поздним заключением государственных контрактов, задержкой с принятием отдельных нормативных документов, а также отсутствием порядка получения государственными служащими единовременной субсидии на приобретение жилой площади.

Также не в полном объеме осуществлены кассовые расходы по разделу "Образование" – 94,4% от плановых показателей, установленных уточненной бюджетной росписью, что объясняется, прежде всего, несвоевременным представлением поставщиками товаров (услуг) документов для проведения расчетов и экономией бюджетных средств по начислениям на оплату труда.

Процентные расходы федерального бюджета за отчетный период составили 208,3 млрд. руб. или 91,2% от бюджетных назначений, что обусловлено благоприятной конъюнктурой внутреннего финансового рынка, более высоким по сравнению с прогнозируемым курсом рубля по отношению к доллару США и более низким уровнем процентных ставок на мировых финансовых рынках.

Следует отметить, что при относительно равномерном поквартальном планировании расходов, кассовые расходы федерального бюджета в 2005 году, как и в 2004 году, осуществлялись неравномерно, в третьем и четвертом кварталах было израсходовано 58,8% от объема годовых расходов (в 2004 году – 56,1%). Основными причинами неравномерного расходования бюджетных средств в 2005 году стали: задержка принятия нормативных актов, необходимых для осуществления расходов, длительность подготовки и проведения процедур по размещению заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных нужд, нарушение исполнителями условий государственных контрактов, длительность процедур согласования перечня строек и объектов для государственных нужд и др.

Консолидированный бюджет Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов

По итогам 2005 года консолидированный бюджет Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов был исполнен по доходам в размере 8579,6 млрд. руб. (39,7% к ВВП), по расходам - в сумме 6820,6 млрд. руб. (31,6% к ВВП).

Профицит консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных за отчетный период составил 1759,0 млрд. руб., при этом с профицитом были исполнены: федеральный бюджет (1612,9 млрд. руб.), бюджеты субъектов Российской Федерации (58,7 млрд. руб.), бюджеты государственных внебюджетных фондов (83,6 млрд. руб.) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (3,6 млрд. руб.).

Состояние государственного долга Российской Федерации и долга перед Российской Федерацией

В 2005 году продолжилось сокращение размера долговых обязательств Российской Федерации. Объем государственного долга по состоянию на 1 января 2006 г. составил 3076,8 млрд. руб. (14,2% к ВВП) и уменьшился по сравнению с показателем на 1 января 2005 г. на 868,0 млрд. руб.

Объем внешнего долга сократился на 964,9 млрд. руб. до уровня 2201,4 млрд. руб. (10.2% к ВВП), при этом было проведено досрочное погашение долга перед МВФ на 3,3 млрд. долл. США, Парижским клубом на 14,8 млрд. долл. США и Внешэкономбанком на 4,3 млрд. долл. США.

Вместе с тем, объем внутреннего долга увеличился на 96,9 млрд. руб. и достиг 875,4 млрд. руб. (4,0% к ВВП). Следует также отметить, что в 2005 году сохранилась тенденция увеличения доли средне- и долгосрочных обязательств в структуре государственного внутреннего долга.

Стабилизационный фонд

С 1 января 2004 г. в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в составе федерального бюджета сформирован Стабилизационный фонд. На 1 января 2005 г. в Стабилизационном фонде находилось 522,3 млрд.руб. В течение 2005 года в Стабилизационный фонд было зачислено средств в размере 1362,2 млрд.руб.

Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" средства Стабилизационного фонда Российской Федерации были уменьшены в 2005 году на общую сумму 677,5 млрд. руб. и использованы для досрочного погашения государственного внешнего долга Российской Федерации на сумму 647,5 млрд. руб. (в т.ч. долга перед МВФ, Парижским клубом и Внешэкономбанком) и для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на сумму 30 млрд. руб.

Таким образом, объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года составил 1237,0 млрд.руб., или 5,7% к объему ВВП 2005 года.

3. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год

В 2005 году наблюдалось улучшение показателей исполнения бюджета Фонда по сравнению с соответствующими показателями прошлого года как в части формирования доходных статей бюджета, так и его расходных обязательств.

Бюджет Фонда по доходам исполнен в сумме 186692,0 млн.руб., что составляет 99,3% к годовому объему доходов, утвержденному законом.

Расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации составили 165311,7 млн.руб., или 85,5% к годовым бюджетным назначениям, утвержденных Законом.

Налоги и взносы на социальные нужды поступили в доходы бюджета в 2005 году в сумме 162455,7 млн.руб. или 98,0% от суммы бюджетных назначений и составили 87,0% общей суммы доходов.

Единый социальный налог зачислен в доходы Фонда в сумме 128174,1 млн.руб. или 97,5% бюджетных назначений на 2005 год, и превысил уровень прошлого года на 4,7 процентных пункта.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний поступили в 2005 году в сумме 34281,6 млн.руб., что составляет 100,2% от предусмотренных законом или 119,7% к уровню 2004 года.

Поступление страховых взносов в большем объеме, чем предусмотрено законом, обусловлено тем, что выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, превысили плановые значения на 5%. Коэффициент сбора составил 98,7%.

В доходы Фонда поступило 49,1 млн.руб. - денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемые в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Прочие неналоговые доходы составили 1781,4 млн.руб. или 152,0% годовых назначений.

Средства федерального бюджета на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, образовавшиеся в связи с неполным использованием объемов финансирования в 2004 году, возвращены на текущий счет Федерального казначейства в сумме 69,9 млн.руб.

Субвенции Фонду из федерального бюджета переданы в сумме 16877,1 млн.руб. или 100% бюджетных назначений.

Расходы

Расходы Фонда в 2005 году составили 165311,7 млн.руб. или 85,5% от расходов, предусмотренных Законом на 2005 год.

В структуре расходов по обязательному социальному страхованию наибольшую долю или 72,0% составляют пособия по обязательному социальному страхованию, в том числе: пособия по временной нетрудоспособности - 50,0%; по материнству и детству - 22,0%.

Фактические расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 65567,3 млн.рублей или 72,7% от бюджетных ассигнований, что на 4,5% ниже расходов прошлого года.

Основным фактором экономии плановых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности является снижение количества случаев временной нетрудоспособности и числа оплачиваемых дней на 58,45 млн. дней по сравнению с бюджетными показателями.

Кроме того, на снижение расходов по временной нетрудоспособности оказало влияние уменьшение среднедневного размера пособия на 32 рубля против запланированного.

В связи со снижением рождаемости в 2005 году снизились также расходы на выплату пособий по материнству и детству, которые составили 29199,7 млн.руб. или 89,6% от предусмотренных бюджетом.

Расходы на оздоровление детей составили 14287,3 млн.руб., или 113,7%. Увеличение на 1725,8 млн.руб. осуществлено в соответствии со статьей 11 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год”. Дополнительные средства направлены на оздоровление детей за счет снижения фактических расходов на выплату пособий. За счет средств обязательного социального страхования было оплачено 6,1 млн. путевок в санатории и оздоровительные лагеря различных типов (в 2004 году оплачено 5,0 млн. путевок).

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы в 2005 году составили 34268,7 млн.руб., и на 20,8% превысили расходы 2004 года.

На пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний израсходовано 1268,8 млн.руб., или 77,2% бюджетных ассигнований.

Единовременные страховые выплаты пострадавшим в результате несчастного случая на производстве составили 584,5 млн.руб. или 118,7% от утвержденной суммы. Превышение расходов обусловлено ростом среднего размера выплат против планового значения на 20,7%.

При этом общее число единовременных выплат в 2005 году снизилось на 449 выплат по сравнению с расчетным показателем и на 1844 выплаты по сравнению с 2004 годом.

В 2005 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний составили 4584,8 млн.руб. или 102,4% от бюджетных ассигнований.

Ежемесячные страховые выплаты пострадавшим составили 23306,8 млн.руб. или 98,6% от утвержденных бюджетом.

Федеральным законом “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год” предусмотрены расходы в сумме 9569,5 млн.руб. на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно.

Фактически на эти цели в 2005 году израсходовано 11796,6 млн.руб. или 97,7%. Для льготной категории граждан в 2005 году было оплачено 1068,5 тыс. путевок на сумму 10787,6 млн.руб. или 100% предусмотренных бюджетом.

Фактические расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, составили 4653,9 млн.руб. или 100,0% предусмотренных бюджетом.

Расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, составили 90,8 млн.руб. и использованы на 59,1% в связи с уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий.

4. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2005 год

Фактическое исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2005 год по доходам составило 83,0 млрд. руб. (93,3% к бюджетным назначениям) и по расходам – 71,5 млрд. руб. (80,3%). В 2004 году бюджет Фонда был исполнен по доходам на 106,3%, по расходам – на 105,8%.

Доходная часть бюджета Фонда в основном формировалась за счет:

доходов Фонда – 31,7 млрд. руб. (90,1% к бюджетным назначениям), что обусловлено невыполнением бюджетных показателей по единому социальному налогу. Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд, поступил в сумме 31,2 млрд. руб. (90,2% от бюджетных назначений), что обусловлено уменьшением сложившегося фонда оплаты труда, с которого уплачивается этот налог, по сравнению с показателем, использованным при планировании, а также ростом количества налогоплательщиков, перешедших на специальные налоговые режимы;

субвенций и субсидий из федерального бюджета – 51,3 млрд. руб. (95,4% от бюджетных назначений).

Основная часть расходов Фонда – 26,5 млрд. руб. (96% от бюджетных назначений) направлялась на выполнение главной функции Фонда - выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования населения.

На реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами направлено 37,0 млрд. руб. (72,9% от бюджетных назначений).

Расходы на содержание Фонда составили 82,5 млн. руб., что не превышает плановых показателей (в 2004 г. – 46,8 млн. руб.). Увеличение этих расходов обусловлено, в том числе, с возложением на Фонд в 2005 году обязанностей, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Остаток денежных средств на 1 января 2005 г. составил 11,6 млрд. руб., из них остаток средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами – 11,3 млрд. руб.

5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

Практика функционирования системы обязательного страхования вкладов выявила целесообразность внесения изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", связанных с повышением уровня страхового возмещения и усилением защиты интересов вкладчиков.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" размер страхового возмещения не может превышать 100 тыс. руб., что по итогам 2005 года составило 0,66 доли ВВП на душу населения. Вместе с тем сложившаяся международная практика показывает, что для эффективной работы системы защиты депозитов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения. Таким образом, уровень страхового покрытия уже сейчас отстает от роста доходов населения и экономики в целом.

С точки зрения уровня социально-экономического развития страны в 2006-2007 гг. оптимальным (соответствующим 1-2 долям ВВП на душу населения) будет размер возмещения по вкладам, лежащий в диапазоне от 200 до 300 тыс. руб., а к началу 2008 года - от 250 до 350 тыс. руб.

Основным показателем, определяющим уровень обеспеченности системы страхования резервами, является коэффициент резервирования, определяемый как отношение сформированных резервов фонда к общему объему ответственности системы страхования (общему объему всех потенциально возможных выплат).

По состоянию на 1 февраля 2006 года фонд обязательного страхования вкладов сформирован в размере 20,4 млрд. руб. На основании отчетности банков размер ответственности системы страхования оценивается в 446,4 млрд. руб. (без Сбербанка России). Соответственно, коэффициент резервирования сегодня составляет 4,5%.

К середине 2006 г. коэффициент резервирования для уровня возмещения в 100 тыс. руб. превысит 5%, а к началу 2007 г. составит 6%.

Увеличение предельного размера страховых выплат до 190 тыс. руб. приведет к временному снижению обеспеченности системы страхования резервами - примерно до уровня 3,5-3,7%.

По экспертным оценкам государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", при увеличении размера страхового возмещения до 190 тыс. руб. общий уровень ответственности Агентства перед вкладчиками (без Сбербанка России) возрастет с 36% до 46% всех застрахованных депозитов.

В настоящее время система страхования вкладов обеспечивает полный возврат вкладов для примерно 98,5% вкладчиков (97% без учета вкладчиков Сбербанка России).

В первом полугодии 2005 г. был отмечен более быстрый рост вкладов размером свыше 100 тыс. руб.

Данная тенденция оказывает влияние на долю вкладчиков, имеющих полное страховое покрытие. По оценкам, при неизменном уровне страховых выплат доля таких вкладчиков может снизиться к 2007 г. до 82%.

Повышение размера страхового возмещения до 190 тыс. руб. позволит увеличивать долю вкладчиков, получающих полное страховое возмещение.

Учитывая вышеизложенное, финансовые возможности системы страхования вкладов позволяют повысить уровень страхового возмещения с середины 2006 года до 190 тыс. руб.

Вместе с тем законопроектом предлагается ввести ступенчатую (регрессивную) шкалу возмещения по вкладам, при которой в пределах 100 тыс. руб. выплачивается полное возмещение, а свыше этой суммы -частичное (90%>).

Данный подход позволяет обеспечить полную защиту владельцев мелких и средних вкладов, а также создает стимул для владельцев более крупных вкладов следить за состоянием банков.

В целях создания равноценных условий для вкладчиков банков, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и у которых лицензия на осуществление банковских операций будет отозвана после вступления в силу предлагаемых изменений, представляется целесообразным внести аналогичные изменения в статью 6 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

6. О проекте федерального закона “О внесении изменений в статьи 2881 и 3851 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”

7. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"

Проектом данного федерального закона предусматривается, что деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества и работа в этой сфере осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Необходимость принятия законопроекта обусловлена изданием Указа Президента Российской Федерации от 22 января 2006 г. "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества", возлагающего на Министерство обороны Российской Федерации полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества и определяющего его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере.

8. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов)

Соответствующие изменения вносятся в постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам", "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

Вносимые изменения закрепляют за ФСТ России новые полномочия в области регулирования тарифов на услуги организаций ЖКХ, по установлению тарифов на услуги общедоступной электросвязи, почтовой связи, по оценке предложений государственных заказчиков в отношении уровней прогнозируемых цен на продукцию оборонного назначения и др.

Кроме того, ФСТ России наделяется полномочием осуществлять контроль за деятельностью организаций коммунального комплекса в части соблюдения ими законодательства о тарифном регулировании и урегулировать в досудебном порядке споры между потребителями, субъектами естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с 1 января 2007 г.).

В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов наделяются правом устанавливать плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям.

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.